«Художник не бизнесмен, и это нормально»: художникам и тем, кто с ними работает

Арт-менеджер художественной студии Art Of You Светлана Филаретова в разговоре об особенностях арт-менеджмента в России, о том, как развить творческую идею до бизнеса и правильно взаимодействовать с представителями творческих профессий.

Курсомания: Светлана, что собой представляет такое направление деятельности вашей художественной студии, как арт-менеджмент. В чем оно заключается?

Светлана: Наша задача – помочь молодым художникам стартовать. Как минимум, оформить то, что делает начинающий творец, в некий проект. Под художником я подразумеваю человека, который делает индивидуальный творческий продукт, будь то картины, фотографии или горшочки из глины. Совместно с клиентом мы занимаемся выявлением основной цели его творчества: стараемся понять, чего именно он хочет достичь, претворяя проект в жизнь. Целями таких проектов может быть: организация первой выставки, коммерциализация (получение прибыли) или продвижение в социальных сетях. Ведь не секрет, что в настоящий момент многие галереи и творческие площадки ищут новые таланты через соцсети. Главную цель мы делим на подцели и начинаем искать пути их достижения.

Для меня всегда важно, чтобы тот проект, развитием которого я буду заниматься, был не навязанным – то есть, что-то вроде «это хорошо продается, а значит, я буду этим заниматься» – нет, здесь все работает иначе. Тот проект, который мы реализуем, должен быть вдохновлен ценностями самого человека.

Здесь все просто: мы садимся, знакомимся, и я стараюсь выяснить, что человеку по-настоящему интересно, чего именно он хочет. Искусство – это всегда история о том, что кто-то пытается что-то сказать, что-то донести до других посредством своей деятельности. Иногда человек сам не до конца понимает, что именно он пытается сказать своим зрителям. Познакомившись с целями и потребностями каждого конкретного человека, мы стараемся понять, как именно продвигать его на рынке, чтобы это было естественно и гармонично, в первую очередь, для него самого. Мы стараемся брать за основу уникальность самого человека и уникальность его творчества, и, исходя из этого, уже прописывать план проекта.

Курсомания: Какие вехи включает в себя план проекта и его реализация?

Светлана: Для начала, мы определяем возможности и ресурсы того, кто к нам пришел: количество и качество работ, их перспективность и востребованность. Огромную роль играют мотивация и желание нашего клиента. То есть, у нас, можно сказать, есть некий отбор. Опытным путем мы вычленили некие важные этапы и работаем над ними.  Первое – это, конечно, позиционирование, создание личного бренда художника. Второе – план продвижения. Здесь важно, какие инструменты для продвижения данного проекта могут быть использованы.

Например, если речь идет о художнике, важно понять, с каких площадок ему лучше «стартовать». Если мы говорим о человеке, который делает товары ручной работы, то зачастую ярмарки-маркеты могут стать отправной точкой. То есть, основная задача на данном этапе – понять, что нужно конкретному человеку и какие ресурсы мы можем задействовать, чтобы этого достичь.

Третий этап – реализация интернет-продвижения. Для художника очень важно выйти из тени, понять, что пора перестать «рисовать в стол» и начать делать что-то для публики. Основной инструмент продвижения на сегодняшний день – интернет и социальные сети в частности. Мы помогаем клиентам создавать грамотный контент-план для любой социальной сети. Контент, который будет наполнять, к примеру, инстаграм художника, должен быть близок ему самому.

Курсомания: А с чего все начинается: человек уже приходит с желанием создать свой собственный коммерческий проект, или же, видя, что у кого-то из клиентов студии получается что-то уникальное, вы предлагаете ему попробовать раскрутиться?

Светлана: Мы действительно внимательно следим за творчеством наших учеников, предлагая им порой выйти на новый уровень. Многие люди рисуют исключительно для себя, то есть, кто-то может быть попросту не заинтересован в коммерциализации своего творчества. Есть те, у кого потенциально может родиться некая серия работ или концепция. Тогда мы предлагаем человеку попробовать, ведь желание самого человека имеет первостепенную важность. А иногда люди приходят со стороны именно с целью работать в направлении продвижения своего проекта. Тут опять же все по стандартной схеме: нужно выяснить, что делает человек, как он это делает, в чем уникальность его творчества, как мы можем описать продукт, который он производит, и как его продвинуть.

 

Fashion-иллюстрация. Создание эскизов своей коллекции

м. Пушкинская, Тверская, Чеховская


Уникальный курс fashion-иллюстрирования от одной из лучших художественных студий Москвы. Научитесь выполнять точные и стильные fashion-рисунки - это первый шаг на пути создания собственной коллекции одежды и не только.

27000 е
 

Мастер-класс по живописи маслом

м. Пушкинская, Тверская, Чеховская


Научитесь рисовать маслом с нуля в одной из лучших художественных студий Москвы. Высококлассный преподаватель расскажет вам все о материалах и фактурах, научит правильно держать кисть и поможет создать собственное произведение искусства.

7700 е
 

Скетчинг путешествий с нуля. Travel sketching

м. Пушкинская, Тверская, Чеховская


Научитесь рисовать архитектуру, природу, еду, людей, растения, украшения, да и вообще всё, что вам нравится, в одной из лучших студий Москвы. В этом вам поможет уникальный курс travel sketching от художника и архитектора.

16000 е
Важно ставить адекватные цели. Фраза «через год вы станете успешным художником» в современном мире звучит не очень-то убедительно. То есть, такое может произойти, а может и нет, все это понимают. Поэтому таких громких слов мы не говорим никогда. Основная задача – успешный старт. В первую очередь, тебя должны увидеть и узнать, что ты художник. В чем основная проблематика и боль художников? В большинстве своем они не бизнесмены, и это нормально! Многие вещи нужно уметь делегировать, передавать в руки специалистов, которые смогут сделать из этого нечто, что поможет продвигаться.

Курсомания: Случается ли такое, что человек попросту боится выйти на новый уровень? Например, он никогда профессионально не занимался искусством, много лет проработал в юриспруденции или финансах, но всегда был талантлив и что-то создавал для себя, и вдруг ему предлагают возможность стать известным. Существует понятие «языкового барьера». А есть ли барьер творческий?

Светлана: На сегодняшний день основной сложный этап в жизни художника – это момент, когда пора заявить о себе. Да, вот ты менеджер высшего или среднего звена, добился успеха, признания в этой сфере, но вдруг оказывается, что все это время ты рисовал дома какие-то замечательные вещи, просто так, для себя. Как об этом рассказать, и нужно ли? Да, психологический барьер существует, это не миф. Иногда сложно даже сообщить друзьям, что ты занимаешься чем-то творческим.

Здесь важно ответить самому себе на вопрос: приносит ли вам удовольствие то, чем вы занимаетесь как хобби. Потому что иногда человеку достаточно, чтобы его увлечение оставалось своего рода теневым удовольствием, служащим снятию стресса и отдыху. Но, если есть ощущение, что в этом хобби намного больше энергии и силы, чем в постоянной работе, если вы понимаете, что вам становится тесно, то выход только один – начать использовать свой талант в полной мере.

Небольшой совет – не спешите. Для начала поделитесь с самыми близкими – родными и друзьями, с теми, кому вы доверяете и с кем чувствуете себя в безопасности. Покажите несколько своих работ. Начинающие художники очень боятся критики. Молодое творчество очень шаткое, ранимое, человек еще сам не уверен в том, что он делает, поэтому нужно действовать очень аккуратно. Частые страхи и опасения начинающих можно описать довольно общими словами: стыд, низкая оценка своего творчества, боязнь критики.  Позвольте себе быть любым. Рисуйте то, что хотите. Творите. Знайте, у вас для этого есть полные права. Берите от критики все самое полезное, не прислушивайтесь к ней слепо. Умейте абстрагироваться. Отличные практики и советы на эту тему дает Джулия Кэмерон в книге «Путь художника».

Занятие в студии Art of You

Занятие в студии Art of You

Курсомания: Расскажите, пожалуйста, еще раз о проекте, который в настоящий момент реализуется в стенах вашей студии.

Светлана: С одной стороны – это, своего рода, школа арт-менеджмента, индивидуальные уроки. Но, скорее, мы берем на себя все основные задачи по продвижению проекта художника. У нас есть готовая программа, специальные вопросы, которые мы задаем художнику, чтобы понять, в чем уникальность его творчества и идеи. Вместе с художником мы можем продумать действительно уникальный и потенциально успешный план продвижения его проекта, благодаря нашей специально подобранной команде. Это опытные специалисты своего дела, и важно, что они специализируются именно на творчестве. Команда формируется под каждый проект индивидуально. Необходимо, чтобы был «контакт» с заказчиком, нашим клиентом. В команде есть профессиональные маркетологи, коучи, интернет-маркетологи, PR-менеджеры. Более того, если проект будет развиваться, и клиент захочет набрать команду уже себе – поможем с подбором персонала, у нас есть профессиональные HR-специалисты.

Курсомания: Сложился такой стереотип, что с творческими людьми довольно сложно находить общий язык. Вы не могли бы дать несколько советов тем, кто по долгу своей службы много контактирует с художниками и испытывает трудности в общении и взаимопонимании?

Светлана: Первый совет – услышьте, чего хочет художник. За всеми эмоциями всегда есть что-то, что он хочет сказать вам. У художников совершенно другое мышление: они говорят искусством. Отнюдь не всегда эти люди умеют сказать что-то прямо. Прислушайтесь и услышьте. Задавайте уточняющие вопросы, начинающиеся с «правильно ли я понимаю что…», «я заметил, что ты испытываешь определенную сложность с…», «давай вместе подумаем над тем, как…». Еще один важный аспект: как мы уже успели сказать, художники – не всегда бизнесмены. С ними редко работает такой способ взаимодействия, как дать задание и уйти. Вы можете вернуться и обнаружить, что задача не выполнена. Необходимо подталкивать человека к работе, слегка его организовывать. Действуйте деликатно. Третий момент: художников необходимо мотивировать. Творческая натура – это человек, который хочет получить обратную связь от мира – одобрение, восклицание, восторг. Мотивируйте не конкретной материальной целью, скорее – возможностью заявить о себе.

Курсомания: Получается, для художника признание всегда будет важнее денег?

Светлана: Отчасти. Художника мотивируют интересные проекты, места, где они могут проявить себя и свой талант. Но деньги тоже играют важную роль. Все мы хотим вкусно есть, путешествовать, отдыхать. Одна из моих основных целей как арт-менеджера – донести до художника, что искусство может приносить деньги, что его работы имеют некую материальную ценность, что любимое хобби можно превратить во вполне успешный и прибыльный бизнес, совместив приятное с полезным. Разве это не счастье?

Рынок искусства вообще очень разный, и художники тоже разные. От их уникальных особенностей зависит то, какие конкретно шаги мы будем предпринимать в процессе работы над продвижением конкретного проекта. Я не говорю о том, что всем суждено быть Пикассо, но вот найти свою нишу, свою ступеньку в мире искусства можно вполне.

Работать в стол, как мне кажется, совсем не вариант, если то, что ты делаешь, действительно уникально и вполне может быть востребовано. Работать полностью на коммерцию – тоже. В какой-то момент ты просто можешь перегореть и загнать себя в тупик. Нужно уметь искать компромисс. Идеальную середину. Главное – не терять уникальность. Если ты вкладываешь во что-то душу и грамотно продвигаешь то, что делаешь, успех обычно гарантирован.