Способ превзойти себя: арт-терапевт о пользе творчества и его универсальности

Вера была в числе первых в России, кто проходил  программу по направлению арт-терапии в Институте психологии и педагогики. По первому образованию Вера этнолог. В арт-терапии она уже пять лет, и работает со всеми возрастными группами. Помимо частной практики Вера проводит ряд благотворительных мероприятий для пожилых людей. 

Сущность арт-терапии

— Вера, в чем смысл твоей работы?

— Когда человек рисует или что-то создает, я могу диагностировать его изначальное состояние. Я смотрю, как развивается образ – куда он идет, в какую сторону и как это можно гармонизировать. Если говорить о взрослых, то мы начинаем с какого-то конкретного запроса, и, с помощью средств творчества, мы двигаемся в сторону гармонизации и решения каких-то внутренних проблем.

С детьми немножко по-другому. С ними я придумала такую программу, где мы изучаем еще историю искусства и где я даю им задания на эмоциональную разрядку. Дети приходят разного возраста – 4-5 лет одна группа, другая – 6-9 лет.

Детское творчество

— Если со взрослыми все более или менее понятно (у них всегда есть проблемы), то с какими вопросами родители приводят детей?

— В основном на мои занятия приходят дети, у которых, по мнению родителей, есть некий «сдвиг», некая тема, которая требует решения. Например, детские страхи или гиперактивность.

Родители считают, что занятия творчеством все решают, но самое главное, что происходит на наших уроказ (это уже родители узнают потом) – помимо гармонизирующего элемента, что естественно, происходит и эмоциональная разрядка, и проговаривание чувств, и ребенок начинает понимать, что с ним происходит и как с этим поступать. Важно, что ребенок учится вставать в позицию творца: «я могу справиться со всем, что происходит во мне и со мной».

— С помощью чего достигается такой результат?

— Я даю детям практический опыт, рассказывая им, допустим, о том, что ошибка может быть превращена в достоинство. Если ребенок сделал какую-то кляксу, помарку, он очень расстраивается, может выбросить рисунок, уйти. Я стараюсь вернуть его в процесс и показать, что то, что он сделал – это уникально; что нужно наоборот уделить этому внимание, посмотреть на это с другой стороны, превратить во что-то личностно значимое. Не бывает, по моему мнению, красивых, хороших и плохих работ, бывают уникальные. И я стараюсь привить детям чувство собственной значимости. Все, что мы делаем – неповторимо.

В моей практике был случай, когда я работала с детьми с признаками аутизма. Опыт рисования и лепки помогает, в первую очередь, выстроить диалог с собой. Можно сказать, что аутизм – это ощущение внутренней изоляции: тебя никто не понимает, ты не можешь найти возможность с кем-то поговорить, как-то выстроить отношения между собой и другими людьми. И в таком случае удается посредством творчества выстроить такой диалог.

Работа, созданная во время арт-терапии

Работа, созданная во время арт-терапии

Зачем это нужно

— Какие методы использует арт-терапия?

— Арт-терапия – это множество различных интересных направлений: изотерапия, глинатерапия, маскатерапия, фототерапия, библиотерапия, танцевально-двигательная терапия. Есть еще драматерапия – импровизированные театральные постановки, в которых можно проигрывать разные роли и сцены внутренней жизни, примеряя маски персонажей снов, совести, памяти, прошлого или будущего. В любом случае, секрет популярности арт-терапии в том, что она учит нас спонтанности, импровизации и творческой смелости – выражать неуловимое, запечатлевать ускользающее, творчески преобразовывать «тупиковое и нерешаемое». И каждый может выбрать то, что ему интересно, близко (нравится) или наоборот, ресурсно (нехарактерный, непривычный способ творческого самовыражения), что безусловно помогает обрести многогранное целостное видение себя, своих талантов, способностей и особенностей.

Детский рисунок

Детский рисунок

— Вера, скажи, а зачем вообще заниматься творчеством?

— Я считаю, что творчество дает нам возможность по-новому взглянуть на себя, на отношения, на мир, на конкретную ситуацию, то есть – это способ выхода из определенного, шаблонного мышления. Творчество – это способ перейти в многовариантное пространство, где мы можем создавать желаемую реальность, сочинять, воплощать и проживать альтернативные сценарии, обретая уникальный опыт детской веры в свое всемогущество.

С помощью элементарных символических действий мы изменяем свою реальность, мир вокруг себя. Даже если образ, с которым мы работаем, вызывает какие-то неприятные ассоциации, мы можем что-то с ним сделать – зарисовать, заклеить или вырезать, отобразив, таким образом, опыт проживания этой ситуации и благополучного ее разрешения. И тогда данная модель работы с образом переносится во внутренний мир и становится новой формой поведения. И в тех условиях, когда от человека потребуется срочно принять какое-то важное решение, он уже будет иметь этот опыт, и сможет среагировать творчески и спонтанно, выбрав оригинальный и максимально эффективный способ разрешения ситуации.

 

Студия «Карандаш и Я»

м. Сокол


Студия предлагает графический и карандашный рисунок, а также работы акварелью и маслом.

3000 е
 

Уроки рисования для детей

м. Менделеевская, Новослободская


Эти уроки будут очень интересными и полезными так как: рисование стимулирует развитие воображения, интуиции, индивидуальности, мелкой моторики рук, повысит социальные навыки общения в группе.

2500 е