«Смысл в том, что я учу учиться»

Дмитрий Серов, архитектор по образованию и педагог по призванию, рассказывает о том, зачем учиться рисовать, и почему это нужно каждому.

Что такое

Меня часто спрашивают о таком понятии как умение рисовать. На самом деле это растяжимая формула, в которую можно вложить очень много разных смыслов. Умением рисовать могут называть способность с фотографической точностью изобразить ромашку, стоящую на столе. И это будет один уровень владения техникой. Есть другой уровень, в котором я могу нарисовать ромашку по памяти, или такой, когда человек может нарисовать ромашку с того ракурса, с которого он ее не видит. Утилитарный смысл рисования: вот я беру карандаш, беру листок и на нем чего-то чирикаю. Получается похоже – хорошо.

Многие недоумевают, почему художник считается интеллектуальной элитой: ну пачкает дядька краской полотна, но мыслителем же он от этого не становится. Но это не так. Я думаю, что рисование – это шлифовка культуры мышления. Рисуя, мы учимся работать с информацией, учимся на разных этапах выделять главное и отсеивать второстепенное. В большом потоке невербальной информации, который мы можем наблюдать сегодня повсеместно, нужно научиться поэтапно осваивать этот объем.

 

Графика и скетч. Академический рисунок

м. Менделеевская, Новослободская


Классическое обучение рисованию подразумевает изучение секретов карандашного рисунка. Академический рисунок - это совокупность базовых теоретических и практических занятий.

4000 е
 

Студийная съемка, FineArt

м. Пушкинская, Тверская, Чеховская


Курс профессиональной студийной съёмки от одной из лучших московских школ фотографии.

19000 е
 

Основы фотографии. Интенсив недельный

м. Ленинский проспект


Интенсивный курс по основам фотографии от старейшей фотошколы Москвы.

17300 е

Практика рисования

В своей практике я часто ссылаюсь на книгу Павлинова «Каждый может научиться рисовать» (Павел Яковлевич Павлинов, русский и советский художник – график – прим. Курсомании), и вот он провидит такую параллель. Подходы к рисунку могут быть разными. Он может быть научно-техническим, где его суть - передать объективную информацию – о пропорциях, деталях (например, изображение двигателя автомобиля). Другой подход к рисунку - свободный, творческий, который выражает эмоциональное состояние художника. Вот представим, стоит береза. С одной стороны, ее рисует ботаник, с другой – художник. Рисунки получатся разные, потому что рисующих интересуют разные акценты. Поэтому важно понять, как это устроено. Я на занятиях как раз рассказываю про процесс создания станковой графики, чем отличается этюд от эскиза, как создается замысел работы, и как потом выстраивается все произведение. Другими словами, я даю возможность сориентироваться в направлениях, чтобы человек их осмыслил и умел с ними работать.

Рисовать может каждый

Сфера визуального изобразительного искусства окутана очень многими мифами. Считается, например, что живописью могут заниматься только люди особенно одаренные. Это ерунда, конечно. Действительно, очень часто бывает так, что человек пытается рисовать, он понимает, что он что-то не то делает, и, может быть понимает, что именно, но не знает, как это исправить, и поэтому думает, что у него нет способностей. Для этого в моем курсе попутно с теорией мы изучаем прикладные примеры, чтобы развить у человека элементарные моторные навыки и чтобы рука слушалась мозга.

Кому это нужно

У меня занимаются в основном взрослые люди, у большинства есть высшее профессиональное образование. Приходят люди, отучившиеся в «Британке» (Британская высшая школа дизайна – прим. Курсомании), Art-play’е. Я часто столкиваюсь с тем, что люди, отучившиеся в той же самой «Британке», не могут табуретку нарисовать. Они креативно мыслят, опираются на какие-то композиционные аспекты, а вот что касается каких-то прикладных навыков, то у них тут пробел, и они по этому поводу жутко переживают. Для зарабатывания денег им это не особенно надо. Они приходят для того, чтобы почувствовать себя полноценными художниками.

Ко мне приходят чаще всего дизайнеры, архитекторы и, кстати, фотографы. Последние приходят потому, что им очень сложно общаться с декораторами и постановщиками, костюмерами. Порой целый день уходит на то, чтобы что-то им объяснить, и в итоге все равно получается не то. Это проще нарисовать.

Дети и взрослые

Для меня нет разницы между обучением детей и взрослых. Все дело в уровне владения. Ребенок, который с 8 лет рисует, уже в 12 может рисовать так же, как я. А люди, которые начинают в 40, они по уровню владения дети.

 

Студия «Карандаш и Я»

м. Сокол


Студия предлагает графический и карандашный рисунок, а также работы акварелью и маслом.

3000 е
 

Уроки рисования для детей

м. Менделеевская, Новослободская


Эти уроки будут очень интересными и полезными так как: рисование стимулирует развитие воображения, интуиции, индивидуальности, мелкой моторики рук, повысит социальные навыки общения в группе.

2500 е

Да, мы в чем-то все дети, честно говоря. Мы все друг у друга учимся. Я не профессиональный преподаватель, у меня нет педагогического образования, и я не владею психологическими подходами, я просто делюсь опытом. В своем курсе я отвечаю на те вопросы, которые возникали когда-то у меня, и объясняю, как я их преодолел.

Процесс обучения

Курс построен не как ремесленнический тренинг «вот мы с вами будем расписывать ложку». Мы не получаем один и тот же продукт в результате. Я обучаю принципам восприятия, принципам передачи своих суждений об объекте на листе бумаги невербальным способом.

Смысл в том, что я учу учиться. Где это будет применяться потом, и каким образом - для меня загадка. И, по-моему, это хорошо.