Школа Стиля Наталии Туркенич: «Творчество – это не отсутствие правил, а свобода над ними»

Можно ли превратить любовь к моде и красоте в дело всей своей жизни? Сколько нужно учиться, чтобы стать профессиональным стилистом-имиджмейкером? Что такое творчество в приложении к данной сфере деятельности, и почему так важно уметь идти на компромиссы? Обо всем этом и многом другом мы пообщались с основателем Школы Стиля – Наталией Туркенич.

Курсомания: Наталия, как появилась идея создания Школы Стиля?

Наталия Туркенич: Идея создания школы стиля появилась еще в 2001 году. Вместе с партнером я создала компанию «Гид по стилю», изначально оказывающую услуги по формированию имиджа частным лицам. Затем, в силу того, что специалистов в этой области было крайне мало (замечу, однако, что эти люди были, своего рода, первооткрывателями профессии в России), возникла необходимость подготовить таких людей для нужд своей компании. А в 2004 году все это переросло в полноценную школу. В 2010-м компания «Гид по стилю» была преобразована и разделена на две новых, одной из них руковожу я. Получается, что Школа занимается подготовкой стилистов-имиджмейкеров давно, с 2004 года.

Курсомания: А что стало катализатором создания школы?

Наталия Туркенич: Как я уже сказала, в то время на рынке практически не было специалистов. А они были очень нужны. Сейчас их достаточно много, да. Но мы сталкиваемся с новой проблемой – нужны не просто специалисты, нужны ХОРОШИЕ специалисты. Те люди, которые разбираются не только в моде, но и в искусстве, музыке, дизайне, те, кто сможет применять художественный подход в своей профессии. Научить теории цветотипов или принципам работы с типами фигур может десяток других школ. Но это отнюдь не все, что можно дать клиенту.  Это лишь малая часть, своего рода, начальная школа. Работа же с художественными образами гораздо более сложная. Не все готовы этому учиться. Но мы и не всех зовем.  К нам приходят люди, которые заинтересованы во всестороннем развитии, когда нужно изучать искусство – живопись, скульптуру, архитектуру, музыку, а после все эти знания сложить воедино при работе с человеком, с конкретным образом.

Курсомания: Расскажите, пожалуйста, об учебных направлениях, доступных к изучению в вашей школе и о возрастных группах, на которые делятся люди, которые к вам приходят.

Наталия Туркенич: Наша школа – это профессиональное учебное заведение. У нас очень мало групп, организованных по принципу «учимся просто для себя» или «разбираем свой стиль». Мы никогда не будем смешивать две аудитории – любительскую и профессиональную. В настоящий момент нашей основной аудиторией являются люди, которые хотят стать профессиональными стилистами-имиджмейкерами. Профессионалами с большой буквы.  Как правило, у нас нет очень юных слушателей. Их возраст – от 28 лет и старше.

Человек должен подходить к обучению с определенным осознанием, с пониманием того, чего он хочет и зачем. Он должен быть готовым развиваться и делать это планомерно. В 20 лет люди, чаще всего, имеют совсем другие потребности, иные интересы. А тем, кто хотел бы научиться создавать свой стиль, мы предлагаем мастер-классы в формате модного клуба, там и программа построена по-другому, она короче и, надо сказать, легче.

Курсомания: В настоящий момент спрос на стилистов-имиджмейкеров на рынке очень высок. Какие инструменты продвижения должен использовать начинающий специалист, чтобы раскрутиться?

Наталия Туркенич: Лично я не читаю курсы по продвижению стилистов. Более того, есть много узконаправленных тренингов и четко заточенных под эту тему специалистов.  Я лишь говорю одно –  НИКОГДА НЕ ОТКАЗЫВАЙТЕСЬ ОТ ТОГО, ЧТО ВАМ ПРЕДЛАГАЮТ. А на рынке сейчас предлагают очень многое.  Например, в любом крупном торговом центре к каждому мероприятию, будь то клиентский день, 8-е марта, 23-е февраля или любой другой праздник – администрация центра  часто ищет стилистов для проведения открытых мастер-классов для покупателей. Наша Школа всегда предлагает своим выпускникам  такого рода возможности, в том числе, благодаря своим партнерам. Темы могут быть разными –  модные тренды, работа с фигурой, выбор любимого бренда, помощь на фотосъемке. Нужно грамотно использовать интернет, искать информацию и использовать ее. Если зовут, нужно пробовать, дерзать. На первых порах, возможно, бесплатно. Но ведь любой проект идет в портфолио, а именно портфолио  становится визитной карточкой специалиста и  важным инструментом продвижения.

Курсомания: А сколько времени требуется на подготовку хорошего специалиста?

Наталия Туркенич: В нашей школе на это уходит примерно полгода, но я бы сказала, что это только старт. Представьте: стилист получил определенные знания, но ведь ему требуется некий период времени для внедрения этих знаний в жизнь, в свой опыт. Поэтому совсем сырые выпускники, конечно, еще слабоваты. Я считаю, что хотя бы полгода-год  нужно попрактиковаться на знакомых, друзьях, на тех людях, которые откликнутся на предложение выступить в качестве модели. Да, возможно придется  поработать за какую-то символическую сумму. Но, по крайней мере, через полгода активной практики после окончания нашей школы я уже с уверенностью могу сказать, что стилист будет готов справиться с любой творческой задачей.

Есть школы, где обучение длится год или два.  Я ни в коем случае не выступаю противником длительного обучения. Я лишь хочу объяснить, в чем разница, людям, которые будут читать эти строки. Рассмотрим пример с любым ВУЗом: чисто на приобретение специальности уходит определенное количество академических часов, а остальные месяцы идут на изучение смежных областей знаний.  Когда я говорю о полугодовом обучении в нашей Школе Стиля, я имею в виду подготовку чисто по специальности. Смежные области, например, искусствоведческие дисциплины – это отдельные модули, отдельные мастер-классы. Там, где курсы идут год или два, в них встроено много дополнительной информации, но не практики. Часто я обращаю внимания на то, что те люди, которые два года учились на стилиста-имиджмейкера, довольно беспомощны на практике. Они «напичканы» хорошей, правильной, нужной информацией. У них есть знания. Но применить они их не могут. Случается, что они приходят доучиваться к нам в школу. Им не хватает практических умений. Тем, кому хочется оптимизировать свой путь в профессию, найти оптимальное сочетание «цена-качество-длительность» – добро пожаловать к нам в школу.

Курсомания: Есть какие-то определенные черты характера, особенности личности, которые объединяют людей, приходящих к вам учиться?

Наталия: Туркенич: Вынуждена заметить следующее: на старте у многих наблюдается синдром розовых очков. Сквозь стекла этих очков начинающие стилисты смотрят на тему творчества и его свободы. «Я пришел в профессию стилиста, потому что в ней много красивого, много свободы, я сам себе хозяин, свободный художник». Это заблуждение встречается у многих. Но наших учеников объединяет еще кое-что – желание трудиться, желание что-то делать, работать над собой. Те люди, которые понимают, что для того, чтобы чего-то добиться, необходимо приложить усилия и порой пойти на компромисс – это наши люди.

Нужно понимать, что творчество – это не отсутствие знаний и не свобода от правил, это свобода над правилами, которые сначала нужно как следует изучить, узнать, что есть «норма», а что есть «ход», который поможет эту норму красиво обогнуть. Знания – это база, творчество – это надстройка над этой базой.

Курсомания: Часто ли к вам приходят настолько талантливые люди, что уже с первых минут можно заметить, что этот человек обязательно преуспеет в профессии?

Наталия Туркенич: С первых минут никогда ничего не понятно. Часто результаты бывают совершенно парадоксальными: на начальных этапах человек может показать себя с лучших сторон, а затем сдуться. Терпение и труд никто не отменял. Здорово, когда личность содержит в себе гений творчества, но работать над собой нужно всегда.

Курсомания: Получается, стилист-имиджмейкер – эта та сфера деятельности, в которой необходимо постоянно учиться?

Наталия Туркенич: Следить за пульсом моды и основных тенденций нужно обязательно. Здесь как у спортсменов – нужно всегда держать себя в форме. Делать обзоры модных коллекций, анализ, «выходить в поля». Следить за тем, что происходит в наших торговых центрах. Потому что нам приходится работать с тем, что наши байеры привезли в местные магазины. В Милане  один ассортимент (туда я выезжаю с клиентами ежегодно), в Париже – другой, а в Москве – третий. И без этого никак. Нужно быть в теме.  Первый вопрос, который я задаю своим ученикам, звучит примерно так: а как вы понимаете, что именно сейчас модно? Не просто модно – свежо, актуально! Многие отвечают, что следят за уличной модой. Да, конечно, за ней нужно следить, но на одном стрит-фэшн далеко не уедешь, это уже «хвост паровоза». А мы должны быть впереди него.  Для этого и нужно постоянно быть в курсе.