Работа с огнём, металлом и тяжелыми предметами»: как из ювелирного хобби вырастает бизнес

«Артефакториум» ювелирная мастерская, в которой любой человек может попробовать создать свое украшение, и, если понравится, посвятить этому жизнь. Курсомания поговорила с руководителем учебной студии Александром Ефимовым и PR-менеджером Натальей Алдуховой, и выяснила, что хорошая ювелирка в России есть!

— К вам чаще приходят те, кто хочет заниматься ювелирным делом для себя или все-таки те, кто хотят получить новую профессию?

Александр: У нас есть три типа целевой аудитории. Первые приходят хорошо провести время. Они хотят развлекаться, и им не интересно, чтобы это было серьезно. Они приходят поделать что-то, и потом уйти. Второй тип людей считает ювелирку своим хобби: они учатся, практикуются, делают что-то для себя или друзей, но они не ориентированы на продажу. Третьи смотрят на это как на работу, как на основной тип деятельности. Они общаются с мастерами, рассматривают мастерскую как место, где можно поработать, узнать новое, подучить что-то и повысить свои навыки.

— Мы были в стекольной мастерской, и нам сказали, что качество изделий сильно отличается на выставке и ярмарке. Есть ли в ювелирном деле градации?

Александр: Естественно, есть. Есть изделия, рассчитанные на массовую аудиторию, а есть индивидуальные, уникальные вещи, сделанные на заказ. Их меньше. Они не сильно дорогие – 60-80 тыс., - но они есть.

— От чего зависит стоимость — от работы или материалов?

Александр: В большинстве случаев это стоимость материалов. В меньшей степени – стоимость работы.  На самом деле, если мы рассматриваем дешевые украшения, то там стоимость работы выше стоимости материалов. Просто специфика разная.

 

Моделирование из ювелирных восков

м. Смоленская, Баррикадная, Краснопресненская


Неисправимых перфекционистов, желающих обучиться технике работы по воску и улучшить качество своих украшений, мы приглашаем на наш специализированный курс «Моделирование из ювелирных восков».

 

Творческая работа с металлом

м. Смоленская, Баррикадная, Краснопресненская


На этом курсе вы сможете больше узнать и методах создания различных поверхностей и расширите свои знания о сплавах и техниках работы с металлами.

 

Дизайн ювелирных украшений. Ступень II

м. Смоленская, Баррикадная, Краснопресненская


Проектирование ювелирных украшений - это синтез множества областей: композиции, пропорций, перспективы, графики и колористики. На обучении вы освоите все аспекты этого непростого процесса.

— С каким качеством сырья вам чаще всего приходится сталкиваться?

Александр: Сырьё очень разное. Все зависит от спецификации.  Если это камни, то они на рынке везде разные, разного качества. Серебро – оно и есть серебро, золото – оно и есть золото. Мы сами делаем сплав необходимого качества, и с ним работаем.  У нас есть разрешение на работу с серебром.  Поэтому наши ученики сразу начинают работать с драгоценными металлами, в отличие от других мастерских.

Помимо традиционных серебра и золота у нас так же практикуют работу с деревом и нетрадиционными материалами — бивнем мамонта, например.

— Откуда поставки сырья?

Александр: Из России, в небольших объемах. В крупных объемах имеет смысл закупать в Китае или у прямых поставщиков.

— Вы своим ученикам объясняете, как правильно выбирать сырье?

Александр: Мы консультируем наших учеников абсолютно по всем вопросам. В том числе, в вопросах выбора сырья, потому что это важно, если ты планируешь открыть свою мастерскую и сделать упор на качество.

— Можно ли стать известным, сделать себе имя в ювелирном деле? Есть ли уже на рынке такие люди?

Александр: Здесь очень тонкая грань. Есть люди, которые чётко ассоциируются с брендом, но они очень часто позиционируют себя как дизайнеры, а не как производители. И у них, соответственно, есть штат работников, которые занимаются ручной работой. Такие люди есть в различных сегментах, с различной степенью известности. Например, Ильгиз Фазулзянов с очень узнаваемым стилем, тот же Колесников кутюрье от мира украшений. Они, по сути, во главу угла ставят очень интересную технику исполнения,  дизайн, либо сложность изготовления.

— Много ли людей сегодня могут отличить масс-маркет от настоящей, тонкой работы?

Александр: Могу сказать, что вопросы возникают практически при каждом заказе. Людей, которые покупают и при этом разбираются в ювелирном искусстве, не являясь при этом мастерами, очень мало.

В нашей мастерской есть выработанная схема взаимодействия с покупателем. За годы существования мы поняли, что очевидные для ювелира вещи заказчику надо объяснять. В случае с масс-маркетом это, конечно, невозможно.

Наверное, рынок готов ещё не на 100 процентов, но люди уже понимают, что есть украшения для масс-маркета, а есть украшения штучные. Можно прийти в магазин, и не просто купить, а прийти и пообщаться с мастером и что-то заказать.

Некоторым людям это сложно, они привыкли к другому взаимодействию. Но естественно, есть люди, которые перестраиваются, которые перестроились, они целенаправленно ищут места, в которых есть камерная атмосфера, где они не с продавцом общаются, а напрямую с мастером. Таких людей пока мало, но по ощущениям их количество растет.

— Есть ли изменения внутри бизнеса? По-вашему, люди привыкли к брендам?  

Наталья: Опираясь на опыт нашей мастерской и курсов, которые мы ведем, могу сказать, что рынок крафта имеет тенденцию к реанимации. Он становится всё популярнее и популярнее. Раньше существовала одна онлайн-площадка, где это можно было всё продавать, а сейчас их стало больше за счёт появления регулярных маркетов типа Ламбады, крафтовых фестивалей. У людей появилась возможность чаще с этим сталкиваться. Это становится интересно, это в тренде. По ювелирке это тоже заметно: количество брендов, которые занимаются ювелирными украшениями (в том числе драгоценными металлами), стало заметно больше. Некоторые бренды сейчас объединяются, открывают свои магазины. Даже тот факт, что открываются мастерские, которые этому учат, и люди ходят в эти мастерские и учатся, говорит о том, что это востребовано.

Бизнес в этой индустрии развивается разными путями. У нас есть мастера, которые работают в качестве резидентов: арендуют рабочее место, имеют свой бренд и делают изделия для клиентов. Есть мастера, которые имеют своих постоянных заказчиков. То есть, человек заказал у них один раз, кольцо, например. Если ему понравилось, он может и после свадьбы что-то купить. Здесь очень важна репутация: качество, соблюдение сроков, интересные идеи.  Если все условия выполняются, то, в принципе, на жизнь хватает.

Многие начинали с совмещения, а сейчас мастера арендуют места в мастерской и работают полноценно на себя, и этим зарабатывают на жизнь.

Какой есть ещё путь? Допустим, у вас есть какое-то имя, и вы делаете авторские украшения, скажем, для продажи в интернет-магазине. А есть путь, который проходят у нас на курсе «Хочу свой бренд».  В этот курс включено не только обучение ремеслу, но и даются базовые знания по брендингу своей коллекции. Таким образом, выпускники этого курса выходят с новой коллекцией и с пониманием того, про что их продукт, логотип, фирменный стиль. Ребята, которые оканчивали этот курс полтора года назад, постепенно начали продвигать свой бренд. Идут на ярмарку, ведут инстаграм, и потихоньку обрастают своей базой клиентов. Какие-то наши студенты уже продаются в небольших ювелирных магазинах. У всех наших первых выпускников уже был опыт продаж на ярмарках. Этот путь предполагает чуть меньшее участие автора в ручной работе, потому что основное здесь — продумать концепт,  создать модели, — а дальше изделия отправляются в тираж. Соответственно, кто-то отдаёт нашим мастерам, кто-то справляется сам. То есть, получается, что часто мастер является ещё и сам себе маркетологом. И эта тема сейчас очень популярна. Есть условия для продвижения, есть ярмарки, инстаграм, сделать сайт со своим каталогом не так сложно.

— А из регионов много мастеров приезжает?

Наталья: К нам конкретно не приезжают. На мастер-класс никто не поедет. Если говорить об обучении, то оно достаточно долгое. У нас есть онлайн-обучение дизайну, и оно востребовано. В регионах есть в этом потребность. Сейчас в регионах это решается индивидуальным обучением.

— Приходят ли люди со своими задумками?

Наталья: Зависит от мастер-класса. У всех у них разные цели. Могут прийти люди, которые просто узнали о нас, или те, кому подарили мастер-класс в подарок, и им не очень понятно, что они будут делать. Есть мастер-классы, у которых есть определенная цель: люди приходят делать кольцо. Кованое серебряное кольцо с вариациями: можно сделать с чернением, без чернения, разной фактуры, разного размера. Все материалы и металл предоставляются нами. И человек после мастер-класса выходит со своим собственным кольцом. А есть мастер-класс под названием «Ювелирный выходной», там уже может быть более сложная задумка. За те четыре часа, которые идёт мастер-класс, можно сделать кольцо или какую-то другую несложную вещь. Если задумка — какой-то кабошон или изделие с эмалью, — мы тогда приглашаем на ювелирный выходной, и получается индивидуальное занятие по индивидуальному заказу. И мы уже подбираем мастера, который всё это помогает делать.

— На ваши занятия ходят дети?

Наталья: Нет, детей не было ни разу. Даже не было таких запросов. Я бы сказала, что ювелирное дело это лет с восемнадцати, наверное. Есть всё-таки вопросы, связанные с безопасностью. Дизайном пожалуйста можно заниматься. Хоть в пять-шесть приходите. Но всё-таки у нас работа с огнём, с металлом и тяжёлыми  предметами. В основном все у нас совершеннолетние. Деткам какие-то вещи будут сложноваты.

— Нужно ли уметь рисовать?

Наталья: Это вообще не принципиально, и мы специально делаем на это ставку. Ни на мастер-классах, ни в курсе «Хочу свой бренд» вы не обязаны уметь рисовать. Я никогда в жизни не рисовала. Здесь всему научат, всё объяснят. Потом, если вы хотите овладеть навыками дизайна, ювелирным макетированием, пожалуйста: есть курс по дизайну. И он рассчитан на нулевой уровень. Вас научат, как рисовать овальчик, поворачивать его, делать проекцию, и так далее.

Кому-то просто с воском интересно работать, они сидят, и что-то с ним делают. А потом говорят: «Нет, мне это неинтересно — я попробую с 3D работать. И идут на макетирование».

— Для программ, в которых делаются макеты, необходимы зачастую какие-то технические навыки. Сталкиваются ли люди с проблемами из-за этого?

Наталья: Да, вначале тяжело и непривычно. Мы работаем в Rhinoceros. Это основная программа для макетирования. У меня начало получаться со второго-третьего занятия, хотя на первом занятии все шло очень туго. И вот сейчас на мне кольцо, которое я сделала в 3D!

Мастера у нас привыкли рассказывать так, чтобы это было понятно. Поэтому, каждый может прийти к нам и выбрать что-то по душе.