Программирование несколько легче, чем человеческая речь

Александр, преподаватель курса программирования для детей в Moscow Coding School, рассказывает о том, зачем нужно учить ребенка программировать.

Александр, преподаватель Moscow Coding School

— Скажи, пожалуйста, в чем разница между обучением взрослых и детей?

Взрослые обычно знают, для чего они учатся программировать, а дети – нет, и наши методики в соответствии с этим обстоятельством выстраиваются. Очень важна эмоциональная составляющая: мы стремимся зародить в детях интерес к программированию, его основным концепциям, показать их в действии. Детей обязательно нужно заинтересовать программированием как таковым. Конечно, приходится многое визуализировать, придумывать игровые механики, суть которых – просто объяснить стройность и увлекательность всего этого процесса.

— А какой шанс, что ребенок в дальнейшем изберет программирование своей профессией?

Мы не стремимся сделать из ребенка невероятно крутого кодера, который завтра же напишет новый ютюб. И я не могу прочертить какое-то процентное соотношение будущих программистов и любителей. Было бы вообще странно пытаться это как-то просчитать, просто потому что рано думать об этом. Если говорить о нашем курсе с «Майнкрафтом», то мы там уже оперируем понятиями X, Y, Z, в то время как дети в школе еще дроби по математике проходят. При этом все, кто у нас учится, могут писать код, создавать свои программы. И детям это правда нравится.

Сложно детям дается кодинг? С какого возраста лучше начать?

На моем курсе самому младшему 9 лет, и он отлично все понимает. Мы выбрали довольно простые среду и язык, и у детей все получается. На самом деле программирование несколько легче, чем человеческая речь. То есть, ребенок просто осваивает определенный набор инструментальных операций и понимает какие-то правила и принципы, по которым работают код и программа (а их не так уж много).

— И что, им не бывает скучно?

Мы стараемся, чтобы не было. Совсем жести не бывает, конечно, это все-таки игра «Майнкрафт». Дети, в основном, к нам приходят, потому что уже играли в эту игру и хотят как-то развиться в ней. Они уже знают, что там можно как-то менять свой мир, закачивать какие-то файлы, а мы на этой волне говорим им: «а еще можно в ней кодить!». И это довольно весело происходит. Бывает, когда что-то не получается, дети расстраиваются, но мы им помогаем, успокаиваем их. А еще у нас играет рэпчик, и мы кормим детей чокопаями.

До этого курса я преподавал в школах HTML и CSS. Учил школьников верстать сайты. Это не совсем программирование: там нет алгоритмов, последовательностей команд - просто визуализация картинки в браузере с помощью кода, но это тоже довольно сильно увлекает детей, потому что он пишет код и сразу видит результат. Такие штуки вдохновляют.

Всегда находятся те, кто полностью погружается и зависает в этом деле, и его сложно вытащить из кодинга. А бывает - кому-то, к примеру, мем про веселого повара интереснее, он заглянул к соседу в комп, отвлекся, повернулся и уже не понимает, что все делают. Такие моменты нужно как-то ловить, корректировать, но пока этого не сделаешь, им может становиться скучно.

— Современному ребенку нужно знать программирование?

Мне кажется, что кодинг – это стандарт современной грамотности. в начале 20-го века нужно было уметь читать и писать. В конце века нужно было говорить хотя бы на одном иностранном языке, знать офисные программы. Сейчас, в начале 21 века, к этому прибавился кодинг. Детям жить дальше, и для них это уже стопроцентная необходимость.

— Как, по-твоему, кодинг влияет на развитие ребенка? Не повредит ли необходимость системно мыслить творческому потенциалу?

Я по первому образованию социолог, то есть гуманитарный человек, и, в принципе, кодинг помог мне мыслить творчески. Я думаю, если люди настроены гуманитарно, они просто, занимаясь кодингом, будут воспринимать это как конструирование, а не как разработку. Это тоже хорошо – как в «Лего» поиграть. Какой-то дополнительный способ самовыражения и фантазирования. Вообще развивать системное мышление при помощи программирования можно только, если зачатки такого мышления присутствуют в человеке. Например, у нас на других курсах люди пишут «фронт-энд», среди них много дизайнеров. Они учатся кодингу не для того, чтобы в результате писать с нуля сложные приложения, а для того, чтобы расширить свой творческий диапазон.

— Понятно. А что такого важного дает кодинг?

Он развивает логику. Фактически, программирование - это логический способ мыслить и диктовать эту логику машинам. В советских школах был такой предмет – логика, а сейчас его нет. Я вот про себя помню, что чуть ли не в восьмом классе узнал про ложные и истинные утверждения. А ведь это довольно простая концепция, которую можно было и пораньше объяснить. Если «правда» и «правда», то в результате «Правда». Чем раньше эти концепции человек начинает воспринимать, тем стройнее его мышление в дальнейшем. Он начинает понимать, как работать с условиями, с альтернативными выборами в реальности. Эти правила не такие уж сложные, чтобы 9-10-летний ребенок их не понял прямо здесь и сейчас, и если он их усвоит, то при решении повседневных задач он сможет ими пользоваться.