Народные и национальные танцы разных эпох: школы и направления

Современный человек интересуется не только тем, что происходит непосредственно вокруг него: он всегда готов заглянуть далеко за горизонт, в другие времена, чтобы узнать, как жили и живут люди иных культур. Этот исследовательский интерес, безусловно, распространяется и на танцы.

Русские танцы

Тем, кто интересуется культурными традициями России, следует обратить внимание на русский танец, в который входят такие жанры как хоровод, танок, трепак, русская пляска, русская кадриль.

Русская пляска, бывшая когда-то обрядовым танцем, теперь стала бытовым. Она характеризуется движениями, которые с каждым тактом становятся все более разнообразными. Несмотря на порой существенные отличия в пляске в разных регионах, существуют основные танцевальные приемы: шаг, притопывание, верчение с присядкой. Весьма часто танцоры во время исполнения хлопают в ладоши, по телу и голенищам сапог.

Танок – это массовый обрядовый танец, близкий к хороводам. В его процессе исполнители образуют разнообразные фигуры и хореографические построения. Танец может исполняться в одну линию, с построением двух параллелей, зигзагом, по кругу, в четыре ряда и другими способами. Характерной чертой можно назвать одновременное пение танцоров.

Старинная русская пляска трепак, исполняемая в быстром темпе, имеет довольно много схожих черт с «Камаринской» и «Барыней»: сольная мужская пляска или перепляс характеризуются тем, что танцор держит руки на пояснице во время исполнения. Ключевыми движениями являются дробное «вышагивание», притопывание и присядка с выбрасыванием ног.

Ирландские танцы

Столь же красивыми и зрелищными можно назвать ирландские танцы, которые могут быть сольными, парными, а также групповыми (кейли). Сольные танцы разработаны в XVIII-XIX веках; их характерные особенности – быстрые и слаженные движения ног, в то время как руки и корпус остаются практически статичными.

Кейли основаны на основных шаговых схемах одиночных танцев и имеют довольно строгие стандарты. Впрочем, при массовых исполнениях постановочных фигурных танцев предпочтение отдается зрелищности действа, поэтому применяемые схемы движений более свободны.

Восточные танцы

Двигаясь в направлении экзотических стран, стоит начать с индийских танцев, происходящих из индуистских священных обрядов, которые проводились еще до нашей эры. Несмотря на то, что стили танцев порой отличаются друг от друга, их всегда объединяет стремление выразить чувства исполнителя, рассказать историю, а также передать движениями определенный набор понятий, в том числе отвлеченных. Наиболее известные стили – это катхак, манипури, кучипуди, мохини-аттам, катхакали и другие.

Хорошо известный из восточных сказок и от красавиц-одалисок танец живота (belly dance) воплотился как самостоятельная техника в начале XX века, соединив в себе принципы и традиции европейского кабаре и арабских танцев. Из названия ясно, что данный танец сосредоточивает внимание исполнителя на пластичных движениях живота и бедер. Танцовщица зачастую выступает в довольно откровенном наряде и может использовать такие аксессуары как трость, бубен, факелы или веера.

Основными школами танца живота на сегодняшний день являются турецкая (весьма чувственное исполнение, открытые одеяния, практикуется общение со зрителями), египетская (танец более сдержанный и плавный, наряд часто оставляет открытым только живот) и арабская (во время исполнения танцовщицы взмахивают распущенными волосами).

Свинг

Свинг, исторически развивавшийся на основе афроамериканских народных танцев, включает в себя ряд стилей социальных танцев, возникших с 1920-х по 1950-е годы.

Самым стильным и выверенным по ритмике танцем можно смело назвать степ (step, чечётка, тэп). Благодаря появлению в 1930–1940-х годах мюзиклов с участием Фреда Астера, степ завоевал сердца многих тысяч людей, и по сей день остается одним из самых популярных направлений, несмотря на относительную сложность подготовки и исполнения. Танец зародился в США – плавильном котле множества культур. Мода на джаз преобразовала степ, придав ему комплексную структуру и музыкальную основу. Характерной особенностью степа является ритмическая работа ног, обутых в специальные туфли, подбитые металлическими пластинами. Именно этот волшебный «перестук» завораживает и делает танец таким притягательным.

Чарльстон (Charleston) своим названием обязан городу в штате Южная Каролина, а также номеру из бродвейского шоу, ставшему хитом своего времени. Появился танец в начале XX века, а массовую популярность приобрел во время действия "сухого закона", начиная с 1920-х. В то время он считался вызывающим и даже непристойным.

Чарльстон танцуется на восемь счетов как сольно, так и в паре; также он может исполняться группой солистов или пар. Базовый шаг этого танца предоставляет широчайшее поле для импровизации и применения разнообразных фигур и движений.

Линди-хоп (Lindy hop) – танец афроамериканского происхождения, весьма популярный в Америке в 1930-х гг. Возникший в конце 1920-х под влиянием чарльстона, чечётки и джазовых, а также некоторых других танцев, к 1950-м линди-хоп утратил популярность, но в 1980-х был возрожден танцорами из Европы и Америки.

Как и чарльстон, от которого линди-хоп в основном произошел, он танцуется на восемь счетов в паре. Танец подразумевает использование двух видов бейсика (базового шага) – на 6 и 8 долей. На основе этих бейсиков происходит построение всех фигур танца.

Линди-хоп, являясь свинговым танцем, дает его исполнителям безграничную свободу интерпретации и выражения джазовой музыки в движениях. Сегодня во многих странах мира проводятся фестивали и соревнования, на которых любители и профессионалы линди-хопа демонстрируют свое мастерство и делятся опытом.

Бальбоа (Balboa) – это социальный свинговый танец, возникший во времена невероятной популярности танцев вообще и, как следствие, переполненности танцплощадок: для исполнения бальбоа партнерам требуется минимальное пространство.

Танец составляют степовые элементы, достаточно сдержанные, и различные вращения, осуществляемые на 8 счетов. Несмотря на кажущуюся незамысловатость и скупость движений бальбоа, этот танец позволяет его исполнителям получить максимум удовольствия, воплотить самые тонкие музыкальные нюансы, почувствовать себя созданными друг для друга.

Рок-н-ролл

Рок-н-ролл (Rock’n’Roll) – это собирательное название для двух видов танца, один из которых является упрощенным вариантом джайва, и адаптирован под исполнение в ограниченном пространстве, другой является его улучшенной версией: он сложнее в исполнении и дополнен всевозможными акробатическими трюками. По акробатическому рок-н-роллу проводятся международные соревнования, и данный вид является постановочным танцем со строго определенной программой. Чистый же рок-н-ролл – это импровизационный танец, основанный на взаимодействии партнеров. Оба вида исполняются под музыку, принадлежащую одноименному стилю, основоположником которого считается певец Билл Хейли. Танец появился в середине 50-х и сразу же завоевал мировую популярность.

В отличие от рок-н-ролла, его предшественник джайв (jive) исполняется в чуть более медленном темпе (44 такта в минуту против 48) и в более сдержанной манере. Там тоже много трюков и движений, напоминающих свинговые, но акцент здесь, в отличие от рок-н-ролла сделан на зрелищность и технику. Джайв входит в программу соревнований по бальным танцам и требует хорошей физической подготовки. Все перечисленные танцы сегодня исполняются только в паре.

Буги-вуги (boogie-woogie) – появился раньше джайва на десять лет. Изначально его танцевали под музыку одноименного музыкального направления, которая исполнялась на фортепиано. Сегодня буги-вуги и рок-н-ролл практически не отличаются друг от друга. Также является парным танцем и исполняется на 8 бит.

В число популярных стилей, происходящих от рок-н-ролла и джайва, также входят рокабилли (rockabilly) и свинг Западного побережья.

Свинг Западного Побережья развивался, начиная с 1950-х, как продолжение афроамериканского танца линди-хоп. Также называемый Вест-Кост свингом (West Coast Swing), танец отличается мягкостью и свободной согласованностью движений из-за особой техники взаимодействия партнеров. Исполняется он, как правило, в ограниченном пространстве и по определенной музыкальной схеме. Данное танцевальное направление, кроме заимствованных базовых элементов, имеет мало общего с аутентичным линди-хопом и исполняется под современную танцевальную музыку.

Кардинальное отличие танцев 50-х от свинга заключается в том, что в первом случае партнёры могут надолго отпускать друг друга и выполнять движения самостоятельно, независимо друг от друга. В свинговых танцах такое поведение танцоров невозможно.

Кантри

Обращаясь к давним временам, стоит рассмотреть исторические танцы двух культур, находящихся в разных полушариях планеты.

Завезенный в Америку английскими колонистами танец кантри (country) первоначально исполнялся под мажорную и ритмичную народную музыку. Обычно линия танцоров-мужчин находилась напротив линии женщин, в процессе танца они сближались и проходили одна через другую. Современное исполнение также предполагает построение танцоров квадратами: в этом случае танцуют четыре пары.

Кавказские танцы

Наконец, тем, кто интересуется темпераментными кавказскими танцами, следует обратить внимание на лезгинку.

История лезгинки — старинного кавказского танца, исполняемого в довольно быстром темпе под четкую динамичную музыку, насчитывает много веков. Когда-то она была танцем воинов, а теперь исполняется не только соло, но и парами «мужчина-женщина». Танцор при этом играет роль «орла», чередуя медленный и быстрый темпы, а его партнерша, находясь в образе «лебедя», движется плавно и грациозно, подхватывая в соответствующие моменты стремительный темп танца. Лезгинка особенно эффектно выглядит, если исполнители одеты в национальные костюмы.

Из такого многообразия танцев каждый сможет выбрать для себя тот, который наилучшим образом ответит потребностям и поможет раскрыть свою индивидуальность. Надо лишь прислушаться к своим ощущениям и отдаться во власть движений — захватывающую и воодушевляющую.