Moscow Digital Academy: «У студента не должно остаться вопросов, которые он постеснялся задать»

О том, как нехватка квалифицированных кадров побуждает создавать собственные учебные заведения, об основных этапах подготовки хорошего дизайнера, о полезном софте и о том, как добросовестное выполнение домашней работы может стать гарантом успешного трудоустройства – в интервью с одним из руководителей Moscow Digital Academy – Максимом Ивановым.

Курсомания: Откуда пришла идея создания Академии? Как появились первые программы и спикеры?

Максим: Мы с Владом довольно долго работали в digital-агентстве «Ailove». Сначала он был арт-директором, затем стал руководителем отдела дизайна. Я начинал с дизайнера и тоже в итоге стал арт-директором. Во время работы мы ощущали постоянный дефицит специалистов, в частности – дизайнеров, потому что сами работали в дизайн-отделе и могли наблюдать все изнутри.

Поиск хорошего дизайнера всегда занимает довольно много времени. Я  и сам в «Ailove» оказался не потому, что жил в Москве. Меня нашли в другом городе и взяли «на вырост», потому что мой уровень тогда был junior-junior. Уже в тот момент мне показалось довольно странным, что в таком огромном городе было так трудно найти специалистов. Но оказывается, что все действительно не так просто.

Если внимательно посмотреть на рынок digital-дизайна, можно заметить, что подавляющее большинство дизайнеров – это специалисты среднего или низкого уровня. То есть, они попросту не дотягивают до требований агентства, или же у них нет экспертизы. Экспертиза дизайнера в 2016 году состоит из двух больших частей: 1-ая – это визуал, то есть, нужно уметь качественно и хорошо оформлять работы, иметь стилевой навык, чтобы все смотрелось красиво и лаконично.

2-ая часть, которая в настоящий момент вышла на передний план – это проектирование и решение бизнес-задач клиента. Дизайнер не просто должен выдать что-то красивое ради того, чтобы оно было. Он должен подумать и о том, какую бизнес-задачу решает тот или иной digital-проект, как пользователь будет использовать тот или иной digital-продукт. Например, основная задача интернет-магазина – продать как можно больше продукции компании. А цель клиента на сайте – купить этот товар.

Занятие в Академии

Занятие в Академии

Соответственно, выигрывает тот проект, который максимально быстро и просто позволяет пользователю добраться до покупки. Так как пользовательская экспертиза тоже «поднялась», у пользователей выработались в голове определенные паттерны, по которым они те или иные продукты потребляют. Дизайнер должен четко представлять себе портрет каждого клиента для того, чтобы понять, к примеру, какие блоки необходимо использовать на сайте и как правильно их расположить.

Взять, к примеру, сайт компании, продающей оконные конструкции, сделанный в 2006 году. Самым правильным и удачным сайтом в то время считался тот, что выглядел красиво. Условно – большая яркая шапка со стоковой фотографией человека с окном и флэш-анимация. Тогда никто не задумывался над тем, что именно приводит пользователя на сайт. Случались даже случаи, когда красивая шапка сайта не содержала контактов компании: телефон убирали в футер.

 

Основной курс «Интернет-маркетинг»

м. Бауманская, Электрозаводская


Получите знания о таргетированной и контекстной рекламе, SMM и аналитике. Экономьте рекламные бюджеты, увеличивайте эффективность рекламных кампаний, привлекайте новых клиентов.

14900 е
 

Практический курс «Таргетированная реклама»

м. Бауманская, Электрозаводская


Научитесь находить клиентов с помощью таргетированной рекламы. Вы узнаете, как привлекать целевую аудиторию по минимальной цене, и увеличивать количество заявок, возвращая на сайт тех, кто не совершил заказ. После обучения вы сможете самостоятельно вести рекламные кампании.

14900 е
 

Веб-дизайн (UX/UI)

м. Бауманская, Электрозаводская


Обучение веб-дизайну от профессионалов индустрии. Очно и онлайн, с практическими заданиями, созданием собственного портфолио, возможностью трудоустройства и стажировок и консультациями профессионалов.

49900 е
Сейчас все это наоборот выходит на первый план. Вся важность теперь заключается именно в проектировании и решении бизнес-задач клиента. На курсе digital-дизайна мы в первую очередь делаем упор на этот момент, а уже во вторую на визуал. Так любой студент, будь он совсем новичок или начинающий специалист, сможет пойти работать в крупную компанию, на добротные проекты, создавая продуманные, удобные сайты, которые будут делать интернет-пространство лучше.

Курсомания: В настоящий момент хорошие дизайнеры исчисляются десятками. В чем еще выражается дефицит грамотных специалистов?

Максим: В количественном коэффициенте отследить это очень сложно. Я бы даже сказал, невозможно. Зачастую компании из-за отсутствия конкуренции именно между самими специалистами вынуждены брать «дорогих» сотрудников. То есть, если мы говорим о дизайнере высокого уровня, о специалисте, который подобрался к должности арт-директора, или уже является рисующим арт-директором, то его заработная плата очень высока.

Часто компаниям не нужен столь высокий уровень: им подходит дизайнер с базовым уровнем или даже начинающий, у которого нет супер визуала, но есть все знания по проектированию и прочему. Естественно, компании стремятся сэкономить, потому что, набрав полный штат арт-директоров, они попросту разоряться: это будет стоить слишком больших денег. Конкуренция среди сотрудников, в таком случае, опять же возрастет.

Соответственно, нужно привлекать людей извне. Молодых специалистов, которые постепенно наращивали бы уровень и развивали бы рынок. Потому что digital-рынок развивается, количество компаний растет, и свежие руки нужны всегда. Если мы говорим о компании среднего уровня, которая, однако, метит на серьезные проекты, то там тоже нужны хорошие понимающие дизайнеры. Однако при этом компания не может платить такую же  высокую зарплату, как платит топовый работодатель. Топовых компаний, кстати, на российском рынке не много.

Курсомания: Выходит, российский digital-рынок развивается. Каковы основные причины этого развития?

Максим: По моему мнению, и со мной многие могут не согласиться, рост индустрии обусловлен, в первую очередь, кризисом. Рекламодатели начинают «переливать» бюджет из оффлайна в онлайн. Это происходит уже не первый раз: точно такая же ситуация наблюдалась и в предыдущий кризис, когда реклама в оффлайне резко подорожала, и большие компании начали пробовать digital на вкус, узнав, что с клиентом можно общаться лучше и дешевле.

Условно говоря, если мы берем ТВ-рекламу: клиент видит ее, но что он о ней думает – тебе неизвестно. Если мы возьмем ту же рекламу в социальных сетях: клиент легко может рассказать тебе, что он думает о твоей продукции, а ты, в свою очередь, можешь попытаться переубедить его, если его мнение тебя не устраивает. Digital-реклама относительно дешевле телевизионной и оффлайн-рекламы в целом и позволяет использовать больше инструментов. Мне кажется, именно из-за этого предрасположенность к использованию именно этой сферы сейчас растет.

Курсомания: Одинаково ли высок в настоящее время спрос на основные digital-специальности? Или же дизайн все же лидирует?

Максим: Не могу сказать точно, одинаков спрос или нет. Безусловно, рост интереса наблюдается к таким специальностям как web-дизайн и product-менеджмент. Интернет-маркетологи тоже «подрастают», потому что сама сфера интернет-маркетинга растет. Невозможно усадить одного человека на все инструменты, появляются новые должности, которые приходят к нам с западных рынков.

Курсомания: А количество студентов на разных специальностях примерно одинаковое, или же где-то их больше, а где-то меньше?

Максим: Пока что у нас больше студентов на дизайне. Но, мне кажется, это связано с тем, что мы попросту начали с дизайна, и у нас на нем больше охват. Думаю, что на других специальностях может быть так же много людей, просто мы их пока не охватили.

Курсомания: Возвращаясь к дизайну: в Академии больше теории или практики?

Максим: Начну с того, как вообще проходит обучение в компаниях, когда туда приходит junior-дизайнер. Естественно, все понимают, что он еще не достаточно «прокаченный» человек, ему нельзя давать всю работу сразу, потому что он многого попросту не знает. Его отдают на попечение арт-директора, который несколько месяцев объясняет ему, что, к чему и как. Они вместе, в паре, занимаются проектами, и через несколько месяцев специалист подрастает. Ему начинают давать полноценные сложные проекты.

Аудитория Академии

Аудитория Академии

Наше обучение построено по той же схеме. Здесь проходят лекции, то есть, дается теория. Мы стараемся подавать материал нестандартно, свежо, чтобы после работы люди не шли сюда как в институт, а спешили бы к нам как на концерт или праздник. Мне кажется, у нас все получается: ученики довольны, но главное – информация получена. Почему выработался именно такой подход? Потому что мы понимаем, что, когда человек увлечен, он лучше воспринимает информацию и лучше ее запоминает. То есть, если человеку все рассказывать и показывать на живых примерах, он запомнит все лучше, чем текст со слайдов скучной презентации.

Вторая часть обучения – практика. Она осуществляется дома. Людям удобнее работать на своем компьютере. У нас есть пять-шесть домашних заданий, в зависимости от успеваемости эти задания имеют разный тип. По мере прохождения теории мы выдаем определенное домашнее задание. Люди уходят домой, выполняют их, присылают нам, мы их рецензируем, стараясь приблизиться к тому формату, как проходит обучение в агентстве под руководством арт-директора. Наша цель – закрыть все вопросы пользователя, то есть, у человека должно остаться вопросов, которые он постеснялся задать. Мы должны выпустить студента с максимально качественным портфолио. Те работы, которые выполняются на курсе, ученики пакуют в кейс и идут с ними трудоустраиваться.

Курсомания: Помогаете ли вы студентам с трудоустройством?

Максим: Да, помогаем. Мы никому не обещаем, что обязательно трудоустроим, потому что это было бы нечестно. Но процент трудоустройства у нас очень высок. Особенно востребованы те, кто хорошо выполняет всю домашнюю работу на курсе. Мы, как правило, обращаемся к знакомым, когда среди наших выпускников появляются нетрудоустроенные ребята, которые приходят к нам за помощью.

Курсомания: Какие программы вы используете при обучении?

Максим: У нас свобода действий. Мы не говорим человеку, привыкшему работать в «Иллюстраторе», что ему нужно бросить все и начать работать в другой программе. Делать можно в том, в чем привык. А если не привык ни в чем, то, друг, садись за «Фотошоп». Потому что «Фотошоп» – это такая вещь, которую новички всегда боятся. Первостепенной задачей становится преодоление страха перед софтом, поэтому мы никак не ограничиваем пользователей.

Курсомания: Сейчас многие агентства переходят на «Скетч». Не возникает ли у людей проблем в связи с тем, что они привыкли работать в «Фотошоп», а рынок требует перехода на новый софт?

Максим: На самом деле, перейти с «Фотошоп» на «Скетч» – это как перейти с ручной коробки передач на автомат. Никаких проблем возникнуть не должно.

Если ты понимаешь принцип работы «Фотошоп» – пересесть на «Скетч» для тебя будет несложно. А вот, допустим, если тебе нужно сделать какой-то коллаж, а ты умеешь работать только в «Скетч» и не знаешь, как коллажировать в «Фотошоп», сложится не самая хорошая ситуация. То есть, проблемы с переходом нет никакой. Здесь как в автошколе: если ты научился ездить на «шестерке» 93-го года, на иномарку пересядешь легко.

Курсомания: А какие программы используют project-менеджеры? Что может облегчить им работу?

Мы делаем упор на «Акшур», потому что он дает больше возможностей, плюс – в нем довольно удобно делать интерактивное прототипирование: показывать переходы, структуру. Здесь есть важный момент: мы не можем диктовать рынку, на чем именно должны работать менеджеры. Это рынок диктует нам, на чем они будут работать. Поэтому мы определяем некий базовый набор инструментов, которые придется использовать людям, и рассказываем о них. В настоящий момент люди используют в основном «Бейскамп», «Джира» или «Трелло». Но есть некие тонкости. Нельзя, к примеру, всем навязывать «Трелло», потому что проекты всегда разные и нужно учитывать их специфику.

Курсомания: Как вы подбираете спикеров?

Максим: Откровенно говоря, все спикеры – это наши друзья и знакомые. Извне мы никого не ищем, нам попросту это не нужно. Пока обходимся своими силами. Тем более, своим людям мы полностью доверяем, ведь у них очень важная миссия: от спикера очень сильно зависит то, как пользователь в целом воспринимает информацию. Все наши спикеры работают в крупных компаниях и действительно могут многому научить.