Латиноамериканские танцы. Школы в ритме солнца

Латинская Америка – огромная часть мира, экзотическая, далекая и очень интересная. Культура этого региона, начав формироваться еще до прихода европейцев, после Колумба впитала в себя многие традиции многих стран — прежде всего, Испании и Португалии.

Традиции порой изменялись до неузнаваемости, а иногда сохранялись в первозданном виде. Так или иначе, в этой части света сложилась особая система обычаев, аутентичный культурный код, в котором немаловажную роль играют танцы.

Самба

Самба (samba) – народный танец, который получил всемирную известность вместе с ростом популярности бразильских карнавальных шествий. Этот довольно быстрый и зажигательный танец исполняется в разнообразных вариациях, среди которых можно выделить несколько наиболее популярных:

  • самба ну пэ – сольный или парный танец без поддержки (партнеры находятся на расстоянии друг от друга), исполняемый женщинами на карнавалах;
  • самба де гафиейра – парный социальный танец, часто исполняемый на конкурсах с использованием акробатических элементов рок-н-ролла, а также фигур вальса и танго;
  • пагоде, во время исполнения которого танцоры находятся в весьма тесном контакте, похож на предыдущий вариант самбы, но без использования акробатических трюков;
  • самба де рода – старейшая разновидность танца, обычно исполняемая одной или двумя женщинами, находящимися в круге певцов и аккомпаниаторов.

Ламбада

Возникшая на севере Бразилии ламбада (lambada) обрела огромную популярность во всем мире благодаря французской поп-группе Kaoma. Истоки ламбады находятся в движениях каримбо – народного танца индейцев Амазонии, а также в заимствованиях из весьма эротических машиши и фохо.

Ламбада – почти исключительно парный танец, во время исполнения которого партнеры находятся в тесном контакте, совершая характерные движения, прежде всего бедрами. Время от времени женщина, как правило одетая в короткую юбку, делает стремительный поворот вокруг себя, что является одной из изюминок ламбады.

Румба

Появившаяся на Кубе в XIX веке румба (rumba) имеет африканские корни. Танец несложно узнать по широким шагам, комбинирующимся с неспешными и плавными эротическими движениями. Из всех вариантов наиболее известным является румба Гуагуанко (Guaguanco), на Кубе исполняемая весьма откровенно.

Североамериканская румба, впоследствии распространившаяся по всему миру, отличается большей сдержанностью движений и строгостью стиля, но, в конечном итоге, румба исполняется как своеобразное напористое ухаживание кавалера за дамой.

Бачата

Доминиканский танец бачата (bachata) подразделяется на два направления:

  • собственно доминиканская бачата, имеющая несложную технику и достаточно вольное исполнение, родственная другому танцу – меренге;
  • колумбийская бачата, правила исполнения которой более строги и не позволяют танцорам упрощать шаговые движения, а также предполагают обязательные характерные движения тазом на четвертый счет.

Танец парный, его основным положением является тесный контакт партнеров, находящихся в закрытой позиции. Бачата исполняется на четыре счета, приставными шагами, на последний из которых приходится акцент. Поскольку основной целью танца можно назвать непосредственное взаимодействие исполнителей, поворотов в нем почти нет, при этом часто практикуются боковые проходы и «перекидывание» партнерши влево и вправо.

Меренге

Меренге (merengue), также происходящий из Доминиканы весьма энергичный парный танец, довольно часто исполняется одним танцором во время различных шоу. Основную роль в меренге играют импровизация и легкий флирт между партнерами.

Отличительными особенностями танца выступают использование в движениях множества «украшений», таких как круговые движения корпусом, а также вращение бедрами и плечами в весьма быстром темпе. Танцоры при этом могут двигаться рядами, которые проходят «друг сквозь друга», совершать повороты или комбинировать эти действия.

Мамбо

Мамбо (mambo) – танец, произошедший от обрядовой пляски, получил свою нынешнюю форму в результате синтеза джаза с африканскими и кубинскими ритмами. Он исполняется на четыре счета под весьма разнообразную музыку, которая, однако, характеризуется четким ритмом.

Акцент в виде замедления используется как на последнем такте, так и на втором, практикуется и двойное акцентирование основного шага: на втором и четвертом ударах. Кроме довольно свободного и визуально насыщенного классического мамбо, в широкой гамме стилей присутствуют варианты, основанные во многом на элементах степа, джазового танца или фристайла.

Сальса

Сальса (salsa), относительно молодой танец, оформившийся в 1970-х, исполняется парами или группой на четыре счета. За двумя быстрыми шагами следует медленный, а на последнем такте, в зависимости от стиля, производится перенос веса, осуществляется пауза или совершается удар ногой, как в чечетке.

Рисунок танца может быть как линейным, так и круговым, а количество стилей позволяет каждому найти «свой» танец. Кроме того, в качестве отдельного стиля, имеющего огромную популярность, можно рассматривать сальсу руэда де касино (rueda de casino). Данный вид подразумевает перестраивание пар танцоров из круга в линию и обмен партнершами.

Аргентинское танго

Аргентинское танго (tango), являющееся парным танцем, имеет четкий ритм и исполняется чрезвычайно энергично. Данный танец считается наиболее аутентичным, так как он ближе всего к танго, исполнявшемуся в Аргентине и Уругвае в начале его истории.

Объединяя в себе всевозможные стили, аргентинское танго делится на основные стили:

  • милонгеро (партнеры находятся в тесном контакте и «передают» часть веса друг другу);
  • танго салон (более открытая позиция подразумевает активное использование эстетически красивых элементов и свободной импровизации);
  • танго нуэво или «новое танго», танцуя которое, партнеры стараются сформировать свой оригинальный стиль, основанный на неповторимых вращениях, шагах, поддержках и других позах;
  • танго фантазия – исполняемый специально для публики танец, с тщательно выверенными чрезвычайно эффектными движениями, подчиняющийся законам шоу.

Зук

Зук (zouk) сформировался на франкоговорящих территориях Латинской Америки и стал популярным вследствие проведения зрелищных театрализованных представлений. Их участники наряжались в эффектные костюмы и исполняли красочные и насыщенные фигурами танцы; с креольского языка «zouk» переводится как «вечеринка» или «фестиваль».

Реггетон

Реггетон или реггитон (reggaeton) – совсем молодой, но уже весьма популярный танец, больше напоминает хип-хоп, нежели регги, как можно подумать, исходя из названия. Однако, реггетон имеет отличный от хип-хопа ритм, что объясняется влиянием таких музыкальных стилей, как техно, а также пуэрториканских народных танцев.

На развитие и исполнение многих вышеперечисленных танцев оказали то или иное влияние регги (reggae), дэнсхолл (dancehall) и их многочисленные вариации и переосмысления, многие из которых стали самостоятельными жанрами.

Капоэйра

Возвращаясь к бразильским танцам, непременно следует обратить внимание на капоэйру или капуэйру (capoeira) – старинное боевое искусство. Ее нынешний вариант представляет собой театрализованное представление и сочетает в себе танцевальные и акробатические движения, элементы игры и приемы бесконтактного боя. Процесс обычно осуществляется под аккомпанемент бразильской музыки, исполняемой на национальных инструментах – беримбау.

Болеро

Наконец, в самой Испании по сей день остается популярным болеро (bolero) – танец с умеренным темпом и размером 3/4. Как правило, болеро исполняется в сопровождении гитары и барабана, а сами танцоры держат в руках кастаньеты: постукивая ими, вносят нюансы в ритмический рисунок мелодии.

Существует большое количество видов танца, по-разному исполняемого в той или иной провинции Испании. Кроме того, на Кубе болеро танцуют, соблюдая размер 4/4.

Фламенко

Другим известным танцем испанского, а, точнее, андалусийского происхождения является фламенко (flamenco). Он подразделяется более чем на пятьдесят жанров, порой весьма тесно проникающих друг в друга.

Одним из важнейших атрибутов фламенко является традиционный костюм. Для танцовщицы это платье с оборками, длиной до пола. Движения подолом платья – непременный элемент танца. Кроме того, зачастую исполнительница использует шаль с кистями или веер. Ритм чаще всего отбивается каблуками или посредством хлопков в ладоши, а вот кастаньеты идут в ход совсем не часто.

Темпераментным и чувственным натурам как нельзя лучше удастся ощутить всю страстность латиноамериканских танцев, но и более сдержанные люди, которые не прочь отдаться этим разнообразным движениям, смогут найти «свой» танец и с его помощью открыться с неожиданной стороны.