Как стать танцором

Курсомания поговорила с Екатериной, преподавателем Московского Свинг Данс Клуба с десятилетним стажем. Катя начала заниматься свинговыми танцами очень давно, и знает про них практически все. Редакция Курсомании выяснила, зачем люди преподают танцы, как они это делают, и почему хороший танцор не всегда хороший педагог.

Суть профессии

— В чем, по-твоему, коренное отличие преподавателя танцев от танцора, который работает с телом как с инструментом, который выступает?

— Шоу-танцор и танцор-педагог – это абсолютно разные области работы над собой, которые могут удачно дополнять друг друга. Когда ты готовишься к занятиям, ты знаешь свою аудиторию, можешь оценить ее уровень, и у тебя есть материал, который может быть им полезен. Это далеко не всегда то, что тебе интересно в данный момент. Это случается с любым танцором, его может зацепить какая-то тенденция, методика преподавания, недавно просмотренное видео, но не всегда именно это нужно группе. Все то, что вдохновляет в данный момент нужно сначала проработать самостоятельно, дозировать и адаптировать к уровню группы. Если преподавателя спонтанно уводит в сторону увлечения, то, возможно, он не очень опытный преподаватель.

Все зависит от поставленных задач. Бывает, что начало преподавания для танцора – это следующая ступень в развитии. Так, например, было со мной.

На самом деле, хороший преподаватель далеко не всегда хороший шоу-танцор, ровно, как и наоборот – тот, кто выступает на публике, далеко не всегда может провести занятие и научить этому танцу.

— А с чем это связано?

— Я думаю, что это связано с направленностью в развитии. Если я решаю выступать на публике, то я знаю, что мне надо теперь все свои усилия направить на самовыражение, которое будет восприниматься зрителем. А это значит, и развиваться технически, и уметь удерживать внимание, и постоянно повышать для себя планку, чтобы люди смотрели и понимали «О, я так не могу, для этого нужно очень много работать». Да, это и есть работа танцора.

Это не значит, что планка для преподавателя должна быть низкой, вовсе нет. Пример танца, который видят ученики, имеет огромное значение, чаще всего ученик похож по манере движения на своего преподавателя. Ведь все воспринимается в первую очередь визуально. Просто преподаватель при этом не обязан владеть некоторыми навыками, необходимыми шоу-танцору, но должен иметь о них ясное представление. В данном случае я говорю о социальных танцах, где результат – это способность импровизировать и получать от этого удовольствие.

Это вовсе не плохо, если, глядя на танец преподавателя, вы можете сказать: «Класс, возможно и я так когда-нибудь смогу». Это вдохновляет.

— Что еще важного можно сказать про эти две профессии?

— Хороший педагог много знает о предмете, и он должен понимать, как это происходит, как тело двигается, как тело работает. Он ставит себе целью научить, работает индивидуально, ищет подход. Вовлечение также очень важно.

Многие преподаватели – высококлассные танцоры, но не любят выступать на публике: танцуют для себя и партнера, не стремятся привлечь и удержать внимание. Но на опытного танцора всегда приятно смотреть.

Если ты выступаешь на публике как шоу-танцор, не важно, подготовленная аудитория или нет, выступаешь ты сольно или в коллективе, важно найти свой формат и своего зрителя. Все зависит от танцевального стиля, в каждом свои критерии. Ну и здесь очень высокие требования к внешнему виду: костюмы, яркий макияж, нужно держать себя в форме. Либо ты находишь свой уникальный формат или образ, который будет цеплять, и работаешь с ним. В линди хопе и джазе нет прописанных стандартов для внешнего вида, но всегда можно одеться, например, в стиле 30-40-х, чтобы зритель понял, что он видит, к какой эпохе относится танец.

Где учат

— А почему ты решила преподавать?

— Изначально ходила на регулярные занятия и попала в шоу-группу. Где-то через полгода наш преподаватель отправила нас ассистировать в другие группы с целью получить опыт преподавания. Тогда я поняла, что мне интересно рассказывать людям о том, как и что происходит в танце. Если ты танцуешь довольно долго, у тебя начинает складываться в голове картинка происходящего, и дальше ты по-своему начинаешь это объяснять. Чаще всего это какое-то озарение: появляется чувство, что ты, кажется, кое-что в этом понимаешь. Бывает, что талантливым танцорам предлагают преподавать, и они начинают разбираться в предмете уже при подготовке к занятиям.

Рабочий процесс

— Существуют какие-то практики, методики преподавания в танцах? Может быть, какой-то механизм «включения» учеников в процесс.

— Практически всем молодым преподавателям все хочется давать по-своему. Постепенно, наращивая опыт, начинаешь впускать больше уже проверенных удачных идей, адаптировать их к своим. Это ненормально, если ты сам, начиная преподавать, перестаешь ходить на занятия и совсем не учишься, потому что важно уметь смотреть на себя со стороны, заново оценивать свою способность подать материал.

Я бы не сказала, что в линди хопе есть какая-то единая методика, которую поддерживали бы все. Но, мне кажется, есть определенные формулировки и тенденции, о которых совершенно точно все говорят. Есть определенный набор фигур, которые мы узнали еще от олдтаймеров – людей, которые стояли у истоков танца. Например, свингаут (одна из основных фигур в линди хопе, которая в своей основе содержит неожиданную смену траектории движения партнерши с помощью захвата – прим. Курсомании). Есть преподаватели, которые дают его на первом занятии, есть те, которые дают его позже. И все они могут объяснять его по-разному, но в итоге это один и тот же свингаут, если вы придете на вечеринку, то сможете сделать его с любым партнером/партнершей.

На мой взгляд, методика в линди хопе – это как мода или тенденция. Например, если не ошибаюсь, году в 2008 была очень популярна методика Дэкса (амер. преподаватель – прим. Курсомании). Он нашел свой метод, который очень отличался от того, как на тот момент все преподавали линди хоп, свой способ объяснить, как мы двигаемся, как мы импровизируем. Практически придумал свой алфавит, из которого складывались те же фигуры.

Есть преподаватели, которые стремятся сохранять, передавать знания, полученные от олдтаймеров, танцоров того времени, когда линди хоп был на пике популярности в Америке. Это, пожалуй, единственная тенденция в преподавании, которая не теряет актуальности.

Плюсы и минусы

— Мы все понимаем, что педагогика – это рутина. Много ли рутины у преподавателя танцев?

— Я не скажу, что каждый раз происходит одно и то же. По-моему, преподавание очень схоже с общением как таковым. В сольных занятиях, может быть, общения несколько меньше. На соло можно больше показывать (иногда через динамику что-то лучше воспринимается, человек меньше занимается самокопанием). А вот в парных танцах далеко не все видно, и там нужно обязательно говорить. Но каждый раз ты говоришь по-разному.

— Должен ли преподаватель танцев быть харизматичным?

У меня есть теория о том, что к каждому преподавателю в итоге присоединяются «свои» люди. То есть, те люди, которые могли бы стать ему в жизни друзьями. Или могли бы примкнуть каким-то образом к его кругу общения. Все это, конечно, зависит от преподавателя: насколько он абстрагируется на занятиях от того, какой он сам. Или, наоборот, насколько он пытается себя как личность проявить.

Присутствие чувства юмора и харизмы влияет, в частности, на популярность твоих групп. Есть педагоги – тренеры. Они обращают внимание на какие-то тонкости, добиваются результата, но далеко не все ученики способны это выдержать. Бывает, что люди, которые приходят на танцы, не готовы к суровой самокритике. Они хотят расслабиться после тяжелого рабочего дня, погрузиться в другую атмосферу, но не чувствовать себя неспособным что-то сделать. Мне кажется, нет ничего плохого ни в том, ни в другом. Просто люди приходят за разным.

— Но все-таки надо быть живым, энергичным?

В танцах, во всяком случае, в свинге преподавать идут те люди, которые хотят себя показать в той или иной мере. То есть – экстраверты. В нашей школе можно увидеть людей, которых я экстравертами назвать не могу, но, тем не менее, они посвятили себя преподаванию: настолько сильное увлечение танцем. А есть люди, которые в преподавании видят свое отражение. В этом может быть даже некое самолюбование. И разных учеников привлекают разные преподаватели.

Место работы и зарплата

Зарплата начинающего педагога танцев зависит от школы и количества занятий – групповых и индивидуальных. Если говорить в общем, то новичок может рассчитывать на 10-20 тыс. руб. в самой школе, добирать постановкой свадебных танцев и давать индивидуальные уроки. Таким образом, в сумме может получиться около 60 тыс. руб. Если увеличивать количество групп, то можно заработать от 30 до 40 тыс. руб.