Есть что-то, что необходимо чувствовать

В уютной гончарной мастерской, что находится недалеко от ст. м. Павелецкая, нас встретила мастер Вера Шалева и рассказала о том, какая бывает глина, почему мы не хуже испанцев, и о том, как мужчины ходят на курсы гончарного мастерства тайком от жён.

— Откуда берется глина?

— Мы привозим ее из Донецка, потому что в России нет белой глины.

Раньше мы работали с испанской глиной, но сейчас из-за курса евро перешли на донецкую и гжельскую глины.  Светлую глину достать сложно. Она есть только в Донецке и на Дальнем Востоке.

— Нужна обязательно белая?

— Да.  Нельзя использовать любую глину. Она обязательно должна быть пластичная, тянуться. Пластичная глина позволяет делать тонкую стенку. Вот мы пробовали привозить глину с Белого озера, а она позволяет делать стенку максимум сантиметр, и рвётся потом. В Скопине на фестивале открыли для себя глину из Донецка: очень она у них тягучая.

Почему ещё белая глина? Потому что она отстирывается хорошо. Например, к нам люди приходят на мастер-класс, а потом собираются в театр или ресторан. Можно подождать, пока она высохнет, и щёточкой почистить одежду. А вот красная глина уже не отстирается.

— Значит, красная популярностью не пользуется?

— Бывает, конечно, гости просят красную глину. Но тогда я уже знаю, что после такого занятия мне необходимо будет сделать перерыв, чтобы почистить круги и руки от красной глины, потому что я не могу сразу после красной работать белой. Но, знаете, из белой глины изделия выглядят лучше – даже «кривенькие» и «косенькие»...

— И милые сердцу (улыбается).  Как вы определяете, подходит ли глина для гончарного круга?

— Есть очень простой способ:  нужно полить ее уксусом.  Если запенилась – можно даже не ковыряться, бесполезное дело.  

— Кто чаще всего к вам приходит?

— Пока больше интересуются женщины. Летом звонит много мужчин. Видимо, жена и дети в отпуске, приходят одни, «погончарить». А так у нас больше парочки. Устраиваем романтические вечера. Свечи, музыка… С ними работает мастер, и кроме них в гончарной больше никого в это время нет.  

Приходят часто хирурги и массажисты. Им, видно, нравится, что у нас есть что-то, что необходимо чувствовать.

 

Блюдо

м. Павелецкая


Роспись блюда 35 см.

 

Гончарное дело

м. Павелецкая


Базовый курс "Гончарное дело" включает в себя три занятия с мастером по два часа. В курс включены: материалы и обжиги.

 

Гончарное дело (расширенный)

м. Павелецкая


Расширенный курс "Гончарное дело" включает в себя шесть занятий с мастером по три часа.

— Как проходит романтический вечер?

— Он делится на две части. В первой пара «привыкает к глине», потом под присмотром мастера каждый делает свою часть изделия. Во второй части они создают совместное.

— Изделие после обжига  можно забирать сразу?

— После того, как изделие сделали на круге или руками, его нельзя сразу ставить в печку – оно должно высохнуть. Обычно мы даём на это от десяти до четырнадцати дней. Дальше отправляются смс о том, что изделие готово. И его можно забрать сразу после этого. В кружку уже можно наливать воду спокойно. Но после первого обжига поверхность пористая, впитывает жидкость, легко пачкается, чай один раз налил – поверхность навечно осталась коричневой. Чтобы пользоваться, изделие необходимо покрывать глазурью. Кто-то просит сразу покрыть белой эмалью, зная, что не придёт на роспись, а кто-то просит оставить и подождать. Например, дети очень зависят от родителей. Может, ребёнку было бы и интересно расписать, а у родителей времени нет. Соответственно, дети ждут, когда появится такая возможность. Так что к нам могут и через месяц прийти расписывать.

В принципе, народ очень трепетно относится к своим работам. Маленький процент тех, кто не забирает потом свои работы.

— Люди приходят со своими эскизами, или вы делаете тематические занятия?

— И так, и так бывает. Кто-то приходит со своей идеей: комод сделать или лампу. А если это мастер-класс, то они делают вместе с мастером миску, кружку или кувшин. И расписывают тоже.

У нас тут полный цикл. Плюс к нам приносят вещи на обжиг. Мастер-классы сейчас проходят чуть ли не на каждой станции метро. А делают на заказ немногие. Например, у нас недавно был заказ на горшки для пасечников. Они сказали, что уже звонили в пятую гончарную мастерскую, потому что не берут заказы. Ну а что это за гончарная мастерская, которая не берёт заказы? Мастер-класс вести проще. Научился крутить небольшую кружку – и этого достаточно. А вот выкручивать большие сосуды – тут необходим другой уровень, особенно, когда большая партия. Например, у нас было 250 горшков.

— Ого. А сколько в гончарной мастерской работников?

— 3 гончара, 2 мастера по росписи. Это, конечно, мало. У нас была задумка делать для свадеб тематические вещи, но рук не хватает.

Пока пройдут мастер-классы, курсы уже устаёшь. А для свадебного декора надо выделять хотя бы полдня для себя, чтобы подумать, порисовать.

Работы учеников

Работы учеников

— Загруженность большая?

— Летом спокойно, дети на каникулах, взрослые в отпусках. А так, да, загруженность большая. Надеемся на большее, но для этого необходимо больше мастеров.

— Как вы отслеживаете посещаемость занятий при большой загрузке?

— У нас есть абонементы. Мы выписываем их на курс: например, шесть занятий по три часа. Кто-то приходит на час, кто-то – на два. Сейчас ещё думаем сделать карточки постоянных клиентов.

— Вы сказали, что сейчас в Москве много мастерских. А с профессионалами как дела обстоят?

— Тех, у кого написано, к примеру, в Инстаграме «керамист» - таких много. Но хороших гончаров мало.

Я сама ездила учиться в Испанию. Я бы сказала, что наши специалисты не хуже. Есть другие техники, виды росписи. Может, в плане декорирования мы немного и отстаём, по количеству глазурей, например. Но за рубежом больше выбор материалов и выше качество. Но в плане гончарного мастерства наши ремесленники не хуже. Особенно, если говорить о старой школе