Энергия на стыке кадров

Художник-комиксист и иллюстратор Алим Велитов рассказывает о себе и своей работе.

Алим Велитов родился в 1977 году в Москве. Был участником комикс-студии «КОМ», учился в Московской международной киношколе, окончил ВГИК. Постоянный участник фестиваля комиксов «КомМиссия» и лауреат 2006 года в номинации «Лучший сценарий». Ведущий мастер–класса «Создание комикса» в Российской государственной библиотеке для молодёжи.

– Где ты учился рисовать?

– В конце 80-х – начале 90-х в нашей стране почти не было комиксов. Я учился по единственному номеру французского журнала «Пиф» и манге, которые чудом попали ко мне в руки. Со временем железный занавес рухнул, и к нам начали проникать самые разнообразные журналы и книжки. Затем я узнал о существовании московской комикс-студии «КОМ» и, конечно же, поспешил туда. Моей школой стало общение с художниками и наблюдение за их творчеством. Многие художники комиксов моего поколения – самоучки. У моих знакомых комиксистов образование самое разное: архитектурное, полиграфическое, дизайнерское.

 

– Ты окончил ВГИК. Может ли кинообразование пригодиться иллюстратору и комиксисту?

– Конечно. Основное сходство кино и комикса – это принцип монтажа, принцип стыковки кадров. Когда режиссёр или художник соединяет кадры, появляется энергия, возникают новые смыслы. Во ВГИКе я получил знания по истории и теории кино, а кинематографические жанры во многом схожи с жанрами комиксов. Один из самых сложных жанров – комедия. Рассмешить читателя комикса сложнее, чем кинозрителя. В кино смешным является само движение: герой поскользнулся, упал – и это уже смешно. А в комиксе для достижения смеха необходимо, чтобы читатель в своей голове воссоздал это движение. В комиксе зритель вступает в сотворчество с художником. Получается, что от художника комикса требуется ещё большее мастерство и усилие, потому что его средства ограничены – он может оперировать только этими статичными картинками.

Зарисовка из цикла "Чудовища и существа".

Зарисовка из цикла "Чудовища и существа".

– Какой культурный бэкграунд должен быть у иллюстратора? На каких авторах ты вырос?

– Конечно, чтобы быть успешным иллюстратором и художником, нужно очень много смотреть, впитывать, самому быть зрителем и читателем. А если человек хочет рисовать комиксы, то ему в первую очередь стоит почитать книгу Скотта МакКлауда «Понимание комикса». Художники, которые на меня повлияли – это Марк-Антуан Матье, Мёбиус, Энрико Марини, Алексей Капнинский. Когда я увидел творчество Капнинского, я стал рисовать более свободно. Вот есть дерево. Его можно нарисовать сотней разных способов. У одного художника дерево получится ярким, пышным, цветущим, у другого – иссохшим, еле заметным. Каждый подчеркнёт что-то, что он чувствует в этом дереве: для одного оно будет воплощением мифологического Мирового дерева, для другого – лишь частью декорации. Каждый из художников подсказывает свой способ изображения. Два самых больших источника для творчества: с одной стороны, это окружающий мир, с другой – мир, созданный другими художниками.

 

– Что из твоего жизненного опыта помогает в работе комиксиста?

– Конечно, жизненный опыт и иллюстрация сильно переплетаются: когда жизнь интересная, то часто это отражается и на комиксах, а когда в жизни наступает период застоя, то и комиксы рисуются тяжелее. Всё это единый живой процесс – жизненный опыт и творчество. Мне вспоминается, как я однажды заходил в банкомат. Был суровый пасмурный день, а для того, чтобы войти в банкомат, нужно было открыть дверь с помощью магнитной карточки. Я открыл дверь, а за ней мрак и темнота. Этот образ отложился у меня в голове, и так родилась идея комикса «Чёрный банкомат». В центре комикса был чёрный банкомат, который установили в городе. Каждый, кто в него заходил, бесследно исчезал...

 

– Что можно посоветовать художнику-любителю, который хочет стать профессионалом?

– Самая лучшая школа для комиксиста – это брать любимые комиксы, перерисовывать кадры, копировать целые развороты или рисовать что-то похожее. Это помогает понять последовательность кадров, как раскрываются характеры персонажей, как передаются звуки. У упомянутого Скотта МакКлауда есть три книги по теории комикса: это «Понимание комикса», «Вновь изобретая комикс» и «Создание комикса». Пока эти книги можно прочесть либо на английском, либо в переводе энтузиастов, но вскоре должны появиться и официальные русские издания. Эти книги закладывают фундамент комиксиста. При этом книги МакКлауда сами выполнены в форме комикса. Читая эти книги можно понять, на что способен комикс, как он может общаться с читателем и какие языковые приёмы использовать. Есть книга Стэна Ли «Как рисовать комиксы». Есть Эндрю Лумис – американский художник 40-х – 50-х годов, создавший хорошую технику обучения рисованию*.

* на русском выходили книги Лумиса «Забавы с карандашом», «Искусное рисование», «Искусство иллюстрации», «Обнажённая натура. Руководство по рисованию» и «Рисуем головы» – прим. «Курсомании».

 

Масляная живопись

м. Маяковская


Масло - один из самых известных материалов: гибкий, но требовательный - к нему нужно найти подход! Великие работы, увековечившие имена лучших мастеров прошлого, выполнены маслом.

 

Курс студийной съемки


Индивидуальный курс студийной съемки. Обучение студийной фотосъемке.

 

Скетчинг путешествий с нуля. Travel sketching

м. Пушкинская, Тверская, Чеховская


Научитесь рисовать архитектуру, природу, еду, людей, растения, украшения, да и вообще всё, что вам нравится, в одной из лучших студий Москвы. В этом вам поможет уникальный курс travel sketching от художника и архитектора.

– Какие проекты тяжелее всего иллюстрировать?

– Сложно сказать. Тяжелее всего, когда задача тебе не интересна. А если задача интересна, то какой бы тяжёлой она ни была, она только раззадоривает и придаёт сил. Всегда интересно брать задачу как вызов. Как сказал кто-то из художников: заказчиков нужно использовать в качестве тренажёра. Каждый заказ – возможность сделать что-то новое, чего ты раньше не делал.

 

– Расскажи о своих наиболее необычных проектах.

– Клип для антинаркотического проекта «РЕанимация», клип Олега Газманова «Новая заря». В первом случае я был режиссёром, во втором – художником-постановщиком. Интересных проектов было много, всего не упомнишь. Но больше всего я люблю комиксы, когда даётся какая-то тема, на которую нужно придумать историю.

 

– А в каких жанрах кроме комикса ты работаешь?

– Комикс – это не совсем жанр. Это отдельный вид искусства, внутри которого есть множество жанров: вестерн, комедия, ужасы, в общем, все те же жанры, которые есть в кино и литературе. Иногда я иллюстрирую журнальные статьи, календари, буклеты, делаю заставки для сайтов. Как отдельный вид иллюстрации можно выделить раскадровки для кино или рекламных роликов. Когда режиссёр приступает к фильму или ролику, он обращается ко мне, и по сценарию я делаю раскадровку, сториборд, на основе которого потом снимается фильм или ролик.

 

– Нужно ли сегодня быть универсалом или напротив – узкая специализация позволяет лучше себя «продавать»?

– Мне кажется, лучше быть специалистом в одном деле, досконально его изучить, но я бы выделил четыре области, в которых желательно разбираться: книжно-журнальная графика, комиксы, анимация и кино. Всё это взаимодополняемые области. Кстати, анимация – довольно большой мир, которому нужны самые разные художники: от фазовщиков* до прорисовщиков бэкграундов, декораций.

* фазовщик – художник, создающий промежуточные фазы движения героя – прим. «Курсомании».

Комикс находится на пересечении графики, визуального искусства (кинематографа) и литературы. Задача в том, чтобы найти баланс между этими компонентами. Особое искусство – это написание сценария. Хорошо, когда есть знакомый сценарист или готовый сценарий, который можно взять за основу. Но если вы собираетесь писать сценарий самостоятельно, то вам придётся изучить основы сценарного мастерства и драматургии, причём создание сценария для комикса имеет свои законы, тонкости и хитрости. Важно уметь придумывать выразительные диалоги, которые отражали бы личность и характер ваших персонажей. Многие учебники по драматургии и сценарному мастерству применимы и к комиксам. Я мог бы посоветовать «Кино между адом и раем» Александра Митты, «Букварь сценариста» Александра Молчанова, «Историю на миллион долларов. Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только...» Роберта Макки и «Сценарий: основы сценарного мастерства» Сида Филда. Ещё одна важная область – это область работы со шрифтами, причём она важна не только для комиксиста, но и для дизайнера. Много хороших комиксов было загублено из-за того, что люди не умеют работать со шрифтами. Также полезно знать основы вёрстки, чтобы иметь возможность самому сверстать свою книгу комиксов.

Из цикла "Тайские зарисовки".

Из цикла "Тайские зарисовки".

– Как ты считаешь, какие основные отличия дизайнера от художника-иллюстратора?

– Это совершенно разные профессии. Дизайнер делает дизайн, то есть создаёт весь визуальный облик издания, а иллюстратор делает отдельную иллюстрацию, законченную картинку, с которой потом работает дизайнер. Дизайнеру даже не обязательно уметь рисовать, но у него должно быть чувство композиции и чувство стиля.

 

Дэнсхолл (dancehall)

м. Достоевская, Менделеевская, Новослободская, Трубная, Цветной бульвар


Дэнсхолл — это социальный танец, который объединяет людей, дает возможность расслабиться, почувствовать себя и друг друга.

 

Программирование на Python для тестировщиков


Этот курс предназначен для обучения тестировщиков программированию на языке Python.

 

Румба

м. Маяковская


Румба - танец страсти!

– Расскажи о своём мастер-классе по комиксам.

– Цикл мастер-классов «Создание комикса» проходит с 2010 года. Набор осуществляется один-два раза в год. Каждый такой курс длится 3 месяца, встречи проходят раз в неделю, то есть получается 12 занятий. Проходит это так: собирается группа из 10 – 12 человек, каждый из которых хочет создавать комиксы. Уровень у всех совершенно разный: кто-то только начинает учиться рисовать, кто-то уже хорошо рисует, кто-то пришёл из других областей, но хочет попробовать свои силы в комиксе. Но в этом есть свой плюс: когда все такие разные, каждый может поделиться на мастер-классе чем-то своим. Наши курсы скорее для тех, у кого есть своё особенное творческое видение и желание реализовывать собственные идеи. Образование – важная вещь, но желание творить ещё важнее. Дальше либо человек приносит свой сценарий, либо я даю ему какой-нибудь фантастический рассказ, по которому он делает свою книгу. На наших курсах мы учимся проходить все этапы создания комикса – от задумки сценария и разработки персонажей до раскадровки, выбора художественного решения и цвета. В конечном итоге каждый получает свою брошюру комиксов, которую потом можно либо напечатать, либо выпустить в виде электронного издания. Иногда ребята объединяются и делают общий сборник комиксов. По ходу курсов они начинают вести скетчбуки и каждый день рисовать по две-три странички, чтобы смотреть, как меняется собственный уровень – как человек рисовал вначале и как он стал рисовать потом. Когда вы начинаете рисовать комикс, вы сталкиваетесь с необходимостью рисовать всё – природу, людей, город, архитектуру, интерьеры, предметы. Если обычный художник может ограничиться чем-то одним и решить, что он рисует только натюрморты, то художник комиксов должен уметь рисовать всё – весь мир, всю вселенную, и даже то, что за её пределами. Поэтому главное – это страстное желание рисовать, рисовать много, говорить и мыслить с помощью рисунков.