Бальные танцы: что, где и как танцевать

Балы, принявшие свой современный вид еще при Людовике XIV и появившиеся в России стараниями Петра I, продолжают очаровывать и вызывают неизменный восторг у публики. Если раньше на балы приглашались в основном представители высших сословий, то сейчас изысканные па и элегантные наряды кружащихся пар может оценить каждый желающий. Но лучше всего, конечно, самому стать участником этого захватывающего действа.

Вальс

Вальс (valse), приобретший большую популярность в Вене в конце XVIII века, вскоре распространился практически во всех европейских странах, разделившись на множество видов и став родоначальником разнообразных танцев. Обычно вальс танцуют, находясь в закрытой позиции и соблюдая размер 3/4. Вальс можно легко узнать по характерной фигуре: танцоры за два такта совершают полный оборот, в каждом такте делая по три шага.

Венский вальс танцуют в размере 3/4 или 6/8, при этом на каждую тактовую долю приходится один шаг. Положение партнеров характерно и для других танцев, входящих в европейскую программу: нижние части тела дамы и кавалера достаточно плотно соприкасаются, в то время как корпус отклонен от основной оси пары и имеет большую степень подвижности. Темп венского вальса составляет 58-60 тактов в минуту.

Медленный вальс отличается от венского прежде всего скоростью исполнения: на минуту времени приходится 28-29 тактов, поэтому танец производит впечатление большей мягкости и нежности. В остальном же схема выполнения и фигурный рисунок медленного вальса весьма схожи с венским, и предполагают поочередное выполнение кавалером и дамой определенной последовательности танцевальных движений с разницей в один такт.

Фокстрот и квикстеп

Фокстрот (foxtrot), основой которого стал более сдержанный уанстеп, появился в начале XX века в США. Танец парный, его размер – 4/4. По мере увеличения влияния на музыку джазовых тенденций оркестры стали ускорять темп исполнения, поспособствовав, таким образом, возникновению квикстепа.

Квикстеп (quickstep) танцуют в темпе 48-52 такта в минуту с использованием таких основных движений как типси, шассе, прогрессивные шаги, кики и повороты. Исполнение должно быть стремительным, но при этом чрезвычайно легким, чтобы танцоры производили впечатление кружащих на ветру листьев. В современном квикстепе широко применяются прыжки на месте и в движении, "проходы" и многие другие приемы парного танца.

Медленный фокстрот (slow foxtrot), как следует из названия, представляет собой вариант танца, исполняемый в темпе 27-29 ударов в минуту. При формировании рисунка этого танца применяются комбинации из медленных и быстрых шагов, что дает возможность использовать множество сочетаний и фигур, не только делая фокстрот более сложным и красивым, но и увеличивая удовольствие от его исполнения.

Танго

Танго (tango), также называемое бальным танго – это сугубо спортивный танец, в котором основное значение придается соревновательному моменту и технике исполнения, в отличие от аргентинского танго, где больший упор делается на импровизацию и социальную значимость.

В музыкальном сопровождении бального танго непременно присутствуют ударные инструменты, задающие строгий ритм и обеспечивающие большую четкость танцевального рисунка. Соответственно, мелодия часто может напоминать марш, а танцоры выполняют все движения, следуя установленным правилам.

Разумеется, правила распространяются не только на сам танец, но и на костюмы его исполнителей. Так, для танцев европейской программы, перечисленных выше, дама должна быть одета в бальное платье, в соответствии с требованиями состязания, а кавалеры – в черный или темно-синий фрак или жилет в сочетании с обязательным галстуком (бабочкой).

Для латиноамериканской части программы требования к нарядам несколько иные: так как данные танцы предполагают большую страстность, дамы носят весьма открытые и облегающие платья. Костюмы кавалеров также шьются обтягивающими, призванными подчеркнуть линии тела, работу мускулатуры и эстетику движений.

Самба

Бальный вариант самбы (samba) является обязательной частью латиноамериканской программы и характеризуется весьма экспрессивным исполнением. Во время номера партнеры часто меняют положение тела, и могут время от времени расходиться и выполнять отдельные элементы танца на существенном удалении друг от друга.

Темп бальной самбы быстрый — 50-52 такта в минуту, а его движения, несмотря на название, довольно сильно отличаются от па бразильской самбы и по большей части позаимствованы из другого бразильского танца – машише. Часто исполнение бальной самбы сопровождается музыкой фламенко, ча-ча-ча и сальсы, с почти непременным использованием разнообразных ударных инструментов.

Ча-ча-ча

Ча-ча-ча (cha-cha-cha), как более медленный (темп 30-32 такта в минуту) и простой танец, больше подходит менее опытным участникам соревнований и включен в стартовую группу (H-класс). Его музыкальный размер – 4/4.

Как и для прочих танцев, являющихся частью соревновательной программы, музыка, сопровождающая выступление танцоров, очень энергична и обладает четким ритмом. Обычно исполнение ча-ча-ча не начинается с первого счета и может отличаться рисунком движений, а также набором используемых приемов.

Румба

Румба (rumba), входящая в латиноамериканскую программу, отличается от социально направленного кубинского танца прежде всего гораздо более медленным ритмом – 21-25 тактов в минуту. Основой движений бальной румбы и ее музыкального сопровождения стали танцы болеро и румба сон, а также различные кубинские стили музыки.

Румба – это, при всей его неторопливости, самый эмоционально насыщенный танец среди бальных. Свою роль в формировании такого впечатления, пожалуй, играет почти всегда исполняемое в минорном ладу музыкальное сопровождение.

Пасодобль

Главное отличие пасодобля (paso doble) от прочих танцев – особое положение корпуса исполнителей, при котором грудь высоко поднята, плечи расправлены и опущены, а голова держится прямо или наклонена вперед. Эта поза, характерная для матадора, заимствована из испанской корриды. Таким образом, танцор играет роль тореадора, а его партнерша – знаменитого красного плаща (мулеты) или второго тореро.

При исполнении центр тяжести расположен перед танцором, а шаги производятся с каблука. Темп пасодобля весьма быстр – 58-62 такта в минуту, что, при акцентировании каждого шага, делает выступление весьма впечатляющим и напористым.

Джайв

Быстрый, энергичный и зрелищный джайв (jive), как правило, завершает собой выступление танцоров на соревнованиях, становясь своеобразным апофеозом. Основная фигура джайва – это стремительное шассе в одну и другую сторону, сочетаемое с менее быстрым шагом назад и последующим возвращением на исходную позицию.

Центр тяжести танцоров всегда смещен несколько вперед и переносится с одной ноги на другую, шаговые движения начинают выполняться с носка, а чтобы акцентировать четные такты, партнеры по танцу стараются ускорить выполнение элементов той или иной фигуры. Такая техника придает джайву еще большую искрометность. Темп этого танца 40-44 такта в минуту, размер – 4/4.

Начальная группа соревновательной программы или H-класс включает в себя четыре танца, значительно отличающихся друг от друга. Кроме того, существует еще и E-класс, также являющийся стартовым. В нем участники соревнований могут исполнять уже шесть видов танца.

С повышением квалификации танцоры получают возможность выбирать между европейской и латиноамериканской программами, выполнять более сложные и интересные хореографические элементы, и так далее.

Одним словом, танцуйте! И тогда признание не заставит себя ждать.

 

Живопись и графика

м. Павелецкая


Приглашаем вас окунуться в мир творчества и почувствовать себя настоящим художником.

 

Ступень 1: ораторское искусство

м. Крестьянская застава, Пролетарская


Эффективный авторский курс и коммуникативный тренинг, который позволяет за короткое время освоить основы ораторского искусства и мастерства общения.

 

Хастл

м. Маяковская


Хастл относительно несложен в освоении и не требует серьезной подготовки.