Александр Рандэльф: «Идите навстречу своим страхам»

Создатель и руководитель школы риторики и ораторского искусства «Академия РитОрИс» Александр Рандэльф о том, как порой профессия выбирает человека, об истории создания своей школы и о том, почему так важно двигаться навстречу своим страхам.

Курсомания: Александр, как пришла идея создания «Академии РитОрИс»? С чего все началось?

Александр Рандэльф: По первому образованию я музыкант: выпускник Московской Консерватории. Несмотря на это, когда-то давно у меня были серьезные проблемы с голосом и выступлениями. Я очень боялся выступать и говорил завышенным голосом, который попросту не давал мне возможности нормально общаться. Однажды в моей жизни произошло поистине трагическое событие: в 89-м году, когда мне было 14 лет, я впервые услышал свой голос в магнитофонной записи. Это меня, конечно, подкосило.

Через пару лет судьба, по всей видимости, решила окончательно меня «добить». Я увидел видеозапись своего выступления. От этого удара я уже не смог оправиться и понял, что необходимо найти способ все это как-то улучшить. То есть, на первых порах я изучал ораторское искусство не для того, чтобы научиться хорошо выступать, а для того, чтобы мне самому не было так страшно.

 

Выступай - легко! 4-й уровень

м. Кузнецкий мост, Лубянка, Сретенский бульвар, Тургеневская, Чистые пруды


Четвертый уровень курса риторики и ораторского искусства в Академии РитОрИс.

 

Выступай - легко! 2-й уровень

м. Кузнецкий мост, Лубянка, Сретенский бульвар, Тургеневская, Чистые пруды


Второй уровень курса риторики и ораторского искусства в Академии РитОрИс.

 

Азбука эффективного общения

м. Кузнецкий мост, Лубянка, Сретенский бульвар, Тургеневская, Чистые пруды


Первый уровень курса риторики и ораторского искусства в Академии РитОрИс.

Я учился как теоретик-композитор, но начал посещать занятия вокалом, читать книги по коммуникации и выступлениям. Что-то стало получаться. Это меня окрылило и воодушевило. Затем было второе педагогическое образование: я стал выпускником Московского Государственного Педагогического Университета. Как логопед-дефектолог я защищал работу по постановке голоса у глухих, параллельно работая в Российской Академии Театрального Искусства.

Несколько лет я отработал как логопед, но понял, что мне не хватает творчества, поэтому пошел в театральную школу «Образ» под руководством Сергея Базарова. Вначале я пришел туда как клиент: посмотреть, что к чему, поучиться актерскому мастерству, поиграть в спектаклях. Однако меня довольно быстро раскусили, поняв, что я человек с театральным опытом. Да, я действительно из театральной семьи, моя бабушка – профессиональная актриса. Так я начал вести курсы.

Мой первый курс был посвящен актерскому мастерству. А уже второй был курсом по развитию голоса. Заболела преподавательница, и нужно было срочно ее подменять. Меня попросили об этом. Для меня все это было в новинку, но я выкрутился из ситуации, нашел способы для того, чтобы сделать курс максимально интересным. Его участники остались очень довольны. Вот так, невольно для себя, я стал вести курсы по развитию голоса, а из числа первых моих выпускников нашлись желающие учиться у меня и искусству публичного выступления. В 2007 году состоялся мой первый курс ораторского искусства. Часто говорят: «Я выбрал свою профессию. Это моя миссия, мое призвание, моя судьба». Я же обычно говорю так: «Моя профессия сама меня нашла».

Занятие в Академии РитОрИс

Занятие в Академии РитОрИс

Курсомания: По каким направлениям в данный момент осуществляется обучение?

Александр Рандэльф: На текущий момент у меня есть базовый курс ораторского искусства. Он состоит из четырех отдельных, не связанных тематически ступеней. Первая ступень посвящена ораторской азбуке, она так и называется – «Азбука эффективного выступления». Это тренинг базовых ораторских задач, на котором клиенты учатся выступать на сцене, отвечать на каверзные вопросы, использовать основные формы ораторской речи. Вторая ступень посвящена красноречию и влиянию. Студенты курса учатся облекать свою мысль в емкие формулировки, позволяющие доносить до людей свои идеи легко и компактно.

Третий уровень посвящен логике речи. На этой стадии мы изучаем формальные основы логичности повествования. Четвертый уровень – это интенсивный тренировочный курс. Очень мало теории и очень много практики, позволяющей закрепить информацию, полученную на предыдущих уровнях, и увидеть области ближайшего развития. Также у нас функционирует ораторский клуб, где клиенты могут проявить себя в новом для себя амплуа.

Помимо базовых курсов в «Академии РитОрИс» доступны факультативные занятия. Сюда можно отнести курс по развитию голоса и речевой технике, курс развития юмора и острословия, курс развития навыков стихосложения. Ведь через умение рифмовать и чувствовать ритм стиха, человек начинает лучше чувствовать ритм речи, понимать ее образность. Стоит ли говорить о том, что многие мои студенты после прохождения курса стихосложения начали выпускать собственные книги стихов и публиковаться на поэтических порталах. Еще у нас есть курс по развитию стрессоустойчивости у оратора. На нем мы отрабатываем умение комфортно чувствовать себя на сцене, проявлять лидерские качества во время выступления. 

75% людей, приходящих ко мне, желают улучшить навыки публичного выступления. Но умение красиво и интересно рассказывать что-то со сцены – это всегда важно. Быть интересным рассказчиком в жизни, значит, уметь повеселить друзей анекдотом, развлечь их интересным тостом, порадовать захватывающей историей. Это умение полезно и при трудоустройстве.

Случались такие истории: люди приходили ко мне на курс, понимая, что при устройстве на работу им придется пройти массу собеседований, но стеснение сковывало их, не давая почувствовать себя уверенно. После прохождения курса эти же люди получали должность, которая находилась значительно выше по карьерной лестнице, чем они для себя планировали. Иногда, проходя курс для себя, человек неожиданно получает повышение по работе. Но ведь изначально этого даже не было в его планах!

Курсомания: Что можно посоветовать суперстеснительным людям, которые боятся посетить ваш курс?

Александр Рандэльф: Всегда есть возможность посетить первичную бесплатную консультацию. Я лично посмотрю и оценю, какие навыки имеются у человека, чем он владеет. Это совсем не стрессовая форма общения. На бесплатных мастер-классах, в аудиториях по 15-20 человек, можно тихо посидеть в уголочке, посмотреть, что к чему, потренироваться. Я считаю, что преодолевать себя очень важно. Я сам человек, который многие годы шел навстречу своему страху. Да, я иду к цели против страха. Так обычно и достигаются результаты.